НАЧАЛО  



  ПУБЛИКАЦИИ  



  БИБЛИОТЕКА  



  КОНТАКТЫ  



  E-MAIL  



  ГОСТЕВАЯ  



  ЧАТ  



  ФОРУМ / FORUM  



  СООБЩЕСТВО  







Наши счётчики

Яндекс цитування

 

      
Институт стратегического анализа нарративных систем
(ИСАНС)
L'institut de l'analyse strategique des systemes narratifs
(IASSN)
Інститут стратегічного аналізу наративних систем
(ІСАНС)



статья

А.Г.Юрченко

"Единорог. Укрощение девственницы"

(источник: Юрченко А.Г., "Александрийский физиолог. Зоологическая мистерия", Евразия, СПб, 2001; стр. 279-296)

АРЕАЛ ОБИТАНИЯ


лат. unicorn; греч. monoker

Ветхий Завет. Числа, 23:22; Иов, 39:9-11; Пс. 91. И.
Аристотель. История животных. II. 1. 18.
Плиний. Естественная история. VIII. 31. 71-76- VIII 20. 29; VIII. 21. 31.
Солин. Собрание достопамятных вещей. 52. 39-40; 210-211
Элиан. О природе животных. III. 41; IV. 52; XVI. 20; XVII. 44
Диодор Сицилийский. Историческая библиотека. III. 35.
Флавий Филострат. Жизнь Аполлония Тианского. III. 2.
"Физиолог", с. 139.
Физиолог. Армяно-грузинский извод. XXV.
Ambrosius. De benedictionibus patriarcharum. Cap. II. (PL 14 725 CD).
Косма Индикоплов. Христианская топография. XI.
Исидор Севильский. Этимологии. XII. 2. 12-13.
Hrabanus Maurus. De rerum naturis. VIII. 1. (PL 111, 220B f)
Английский бестиарий, л. 13 об.
Филипп Танский. Бестиарий. 393-418.
Гийом Нормандский. Бестиарий. 1375-1416.
Пьер из Бовэ. Бестиарий любви. II. 220.
Dicta Chrisostomi, л. 38 об.
De bestiis et aliis rebus. II. 6. (PL 177, 59C f).
Thomas Cantimpratensis. IV. 104.
Альберт Великий. О животных. XXII. 144.
Брунетто Латини. Книги сокровищ. I. V. 201.
Марко Поло, с. 177-178.
Херефордская карта мира.


8.1. Легенда о Деве и Единороге столь же известна, сколь и необъяснима. Согласно рассказу из "Физиолога", небольшое и кроткое животное, подобное козленку, обладает большим рогом. В роге заключена необычная сила, так что охотникам не справиться с единорогом. Чтобы захватить зверя, в лес отправляют девственницу, иногда привязывают к дереву. Животное устремляется к девственнице и сосет ее грудь; в других вариантах легенды единорог кладет свою голову на колени девушке. И уж совсем откровенно ситуация описывается у Исидора Севильского (XII. 2. 13): девственница открывает свою грудь единорогу, и зверь, утратив дикость, укладывает свой рог ей на грудь, засыпает и берется охотниками в плен. последний акт драмы определенно указывает на ритуальное совокупление животного с девушкой. Завершается действо тем, что единорога приводят в царский дворец.

Фаллическая символика рога прозрачна и вполне осознается автором толкования в "Физиологе", однако рог трактуется им как мистическая сила, вселившаяся в чрево девы Марии. В свою очередь, в "Беседах на псалмы" Василий Кесарийский объясняет, что Иисус Христос, когда принес себя в жертву, именуется агнцем Божиим, "а когда нужно, Ему отмстить и низложить владычество, превозмогшее над родом человеческим - какую-то зверонравную и ожесточенную силу, тогда называется сыном единорога". В Ветхом Завете единорог иног да выступает в значении "сын божий".

"О единороге.
Псалом говорит: "И вознесется как у единорога рог Мой".
Физиолог говорит о нем, что такое свойство имеет небольшое животное, подобное козленку, молчалив и кроток весьма; и не может охотник приблизиться к нему из-за того, что сила его велика. Один рог имеет в середине головы его. Как же ловится? Девицу чистую бросают перед ним, животное устремляется к груди ее и сосет. И берет его к царю во дворец.
Толкование.
Сравни это животное с образом Спаса, "ибо воздвиг рог в доме Давида, отца нашего" (Евангелие от Луки. 1:69), и "рогом спасения стал нам. Не могли ангелы и силы удержать Его и вселился во чрево поистине чистой девы Марии, Слово стало плотню и обитало с нами (Евангелие от Иоанна. 1:14)." ("Физиолог" с. 139).

В армяно-грузинском изводе "Физиолога" история единорога выглядит несколько иначе, посколькуку девушка сама, без охотников, приводит зверя во дворец. Новые интерпретации лишь усиливают чувство неопределенности.

"Нравоописатель сказал об единороге, что у него такого рода природа: мал зверь тот подобно козленку, но очень свиреп; на голове у него один рог. Oхотник не может поймать его, но как его ловят, я скажу.

Единорог. Английский бестиарий

Чистую девушку приводят, бросают перед ним, и он идет, вскакивает в лоно девушки, и девушка согревает зверя и, обманув, приводит во дворец царя.
Единорог имеет один рог потому, что сказал [Христос] в Евангелии: "Я и Отец Мой одно" (Евангелие от Иоанна. 10:30). И еще: воздвиг Нам рог спасения в доме Давида, раба Своего. И когда сошел с небес, ангелы и силы не смогли овладеть Им, "со всеми был Он всем" (I Кор. 9:22), так что пришел в утробу Богородицы Девы Марии "и Слово стало телом и Поселилось с нами." (Физиолог. Армяно-грузинский Извод. XXV).

История поимки единорога повторяется во французском бестиарии XIII в., однако трактовка образа выглядит иначе (Dicta Chrisostomi, л. 38 об.). Единорог (rinoceros) - небольшой зверек, но ярост ный и очень сильный, поэтому поймать его можно только хитростью. Охотники сажают на его пути девушку, единорог кидается к ней и успокаивается на ее груди. Тогда охотникам удается овладеть им Аллегорически это Христос, который хитростью был схвачен и приговорен к смерти. Рог символи зирует единство Христа с Отцом; небольшие размеры меры зверя - его смирение и т. п.

На Херефордской карте мира изображен монокерос в виде осла; у него изо лба торчит рог превышающий по длине тело животного. В надписи к рисунку поясняется: Isidorus in libro XII Ethimo-logiarum capitulo II: Sicut asserunt, qui naturas animalium scripserunt, huic monoceroti virgo puella proponitur, quae venienti sinum aperit, in quo ille omni ferocitate deposita caput ponit sicque soporatus velut inermis capitur. (Исидор в книге XII, главе II Этимологии [пишет]: Как утверждают те, кто описывал природу животных, если единорогу предложить девственницу, то она открывает грудь, на которую он, отбросив всю свою гневность, кладет свою голову, и его ловят, словно сонного, безоружным). На этой же карте рядом с единорогом нарисован и носорог. Спутать этих животных между собой было практически невозможно, потому что у одного из них рог расположен на лбу, у другого - на носу. Однако Марко Поло все же попытался сравнить носорога с легендарным единорогом. Это обстоятельство представляется удивительным (если, конечно, отвергнуть мысль о том, что сопоставление с единорогом принадлежит перу Рустичано, которыйзаписывал рассказы Марко Поло и в каком-то смысле является соавтором "Книги о разнообразии мира").

Охота на слонов и Единорога. "Книга чудес" Марко Поло

Считается, что носорога Марко Поло воочию наблюдал на острове Суматра. Он замечает, что этот зверь, несмотря на наличие одного рога, непохож на легендарного единорога. Наиболее загадочно выглядит реплика о черном роге посредине лба. Следует признать, что портрет зверя, нарисованный Марко Поло, отражает какую-то условную фигуру. Иными словами, это еще один виртуальный единорог, чье существование должно было покончить с классом его легендарных предшественников.

Марко Поло так передает свои впечатления, адресованные европейскому читателю: "Водятся тут дикие слоны и единороги, ничуть не менее слонов; шерсть у них как у буйвола, а ноги слона, посреди лба толстый и черный рог; кусают они, скажу вам, языком; на языке у них длинные колючки, языком они и кусают. Голова как у дикого кабана и всегда глядит в землю; любит жить в топях да по болотам. С виду зверь безобразный. Непохожи они на то, как у нас их описывают; не станут они поддаваться девственнице: вовсе не то, что у нас о них рассказывают" (Марко Поло, с. 177-178). Последняя фраза Марко Поло свидетельствует о популярности в Средние века легенды о Единороге, усмиряемом Девой. Средневековая Европа знала эту легенду в версии, изложенной в "Физиологе".

Как и в случае с другими сюжетами из "Физиолога", путем простого пересказа мы ничего не добьемся. Однако ситуация осложняется полным отсутствием независимых письменных источников, способных пролить свет на взаимоотношения Девы и Единорога. Воспользуемся одной из гипотез, вы сказанных в предисловии к исследованию, и рассмотрим сюжет как возможный диалог между посвящаемым и учителем. Такой подход не противоречит исторической реальности. Вот, например, мнение Оригена, утверждающего, что христианское учение "часть своих истин возвещает в виде образов и сравнений, а другую часть предлагает в форме прикровенных и загадочных выражений, и все это затем, чтобы упражнять мыслительные способности слушателей" (Ориген. Против Цельса. III. XLV). "Единорог" и "Дева" - самые что ни на есть загадочные образы, а их история передана в форме прикровенных выражений.

Прежде чем обратиться к палеоэтнографичес-ким аспектам этой темы, вчитаемся внимательнее к характеристику единорога: "Небольшое животное, подобное козленку, молчалив и кроток весьма; и не может охотник приблизиться к нему из-за того, что сила его велика". Кроткий зверь, держащий в страхе охотника. Вот она, насмешка над рациональностью, отрицание логики мира сего перед лицом тайны Откровения. Парадокс построен на сочетании взаимоисключающих свойств - кротости и ярости зверя. Какие доводы нужны еще, чтобы стала явной вся глубина мнимой несообразности фигуры единорога. Неустойчивый характер иконографии единорога свидетельствует о сложности задачи, стоявшей перед средневековыми художниками. Автор "Физиолога" вновь задает посвящаемому эзотерическую загадку, провоцирующую всплеск недоумения, и тут же раскрывает одну из тайн священной истории христиан. "Рог единорога" мгновенно инвертируется в "рог спасения". Описательная часть сюжета представляет ложную картину, подстроенную под толкование и готовящую восприятие этого толкования. "И все это затем, чтобы упражнять мыслительные способности слушателей". Земная загадка и божественный ответ слиты в едином порыве. Их комбинация является герметичным текстом, не поддающимся расшифровке. Отделив описательную часть от тол кования, мы получим картину, лишенную смысла, зато идеально подходящую для геральдических сцен. Со временем содержание загадки, как и понимание того, что в сюжете представлена за гадка, будет утрачено. Текст останется таким, какой он есть, но изменится восприятие текста, поскольку испытуемый превратится в читателя, ищущего удовольствия в чтении.

8.2. Что на самом деле связывает Деву и Единорога? Загадка единорога может быть про яснена только в контексте обрядов, связанных с ритуальной дефлорацией девушек. Л. С. Клейн, анализируя каменные изваяния IV тыс. до н.э., представляющие собой изображения головы животного, в котором угадывали коня, вепря, змею, собаку, гиппопотама, носорога, считает, что это изображение Единорога. Далее Клейн напоми нает, что основной мифологический сюжет, сия занный с Единорогом, - его укрощение девой. Внесем ясность в эти размышления. Укрощение Единорога - инновация автора "Физиолога", ко торый, как мы уже не раз убеждались, изменял исходное содержание, создавая эзотерические загадки. В данном случае он изменил ролевые функции, придав главенство Деве. На самом деле в первоначальном варианте речь шла об укрощении девы Единорогом. Фаллическое божество в облике животного приобщало девственниц, участниц женских инициации, к тайне продолжения жизни. Для мужчин же божественный зверь был табуированным существом, встрече с ним заведомо исключалась, вот почему в легенде "охотники" прячутся от единорога. В сакральной зоологии известен целый ряд фигур, снабженных единственным рогом, именно они и должны быть поставлены в центр исследования. Речь идет об индийском однорогом осле, африканских носорогах и семействе однорогих быков.

Особый интерес представляет предпринятая Исидором Севильским попытка объединить в одной фигуре свойства носорога и единорога. Исидор словно не замечает противоречия, выдавая носорога за единорога, поскольку сам же отмечает разницу в расположении рогов: на носу и во лбу. комбинация носит филологический характер, порождая в высшей степени интересную фигуру: Маленький и кроткий зверь превращается в свирепого носорога. Победитель слона, увидев девственницу, утрачивает свою силу и засыпает на ее груди.

"Rhinoceron a Craecis uocatus - Latine interpretatur in nare cornu - , idem et monoceron, id est unicornus, eo quod unum cornu in media fronte habeat pedum quattuor ita acutum et ualidum ut, quidquid inpetierit, aut uentilet aut perforet. Nam et cum elephantis saepe certamen habet et in uentre uulneratum prosternit. Tantae autem esse fortitudinis ut nulla uenantium uirtute capiatur (ср.: Solin (52. 40): Viuus поп uenit in hominum potestatem et interimi quidem potest, capi поп potest); sed, sicut asserunt qui naturas animalium scripserunt, uirgo puella proponitur, quae uenienti sinum aperit, in quo ille omni ferocitate deposita caput ponit, sicque soporatus uelut inermis capitur" {Isidore de Seville. Etymologiarum. XII. II. 12-13).

"[Носорог] зовется греками ринокерон и переводится на латынь как "рог в носу", а также монокерон, то есть единорог, потому что он имеет один рог в середине лба, [величиной]* (пассаж о величине рога восстанавливается по тексту Солина: Cornu e media fronte eius protenditur splendor! mirifico, ad magnitudinem pedum quattuor, ita acutum и quicquid impetat, facile ictu perforetur (Solin. 52. 39-10) в четыре ноги, такой острый и мощный, что на кого бы он ни напал, [рогом] он сбивает его с ног или про тыкает. Ведь часто он сражается даже со слонами и, раня их в живот, опрокидывает. У него такая сила, что ни один опытный охотник не может его поймать, но, как утверждают те, кто описывал природу животных, когда ему предлагают девственницу, которая при его приближении открывает свою грудь, он, отбросив всю свою свирепость, кладет на нее свою голову и, словно сонным, становится беззащитным. После этого его ловят." (Исидор Севильский. Этимологии. XII. 2. 12-1 А)

Индийский носорог. Рельеф из Помпеи

В византийской книге о животных Тимофея из Газы носорог предстает наиболее мифологизированной фигурой, позволяющей сблизить его по некоторым свойствам с единорогом. В частности, носорогу приписывалась способность точить свой рог о камни и пронзать им камни и железо. Но нас интересует самая загадочная особенность животного. Оказывается, "все носороги - самцы, но как они рождаются, не ясно никому" (Тимофей из Газы. 45. 4). Эта формула характеризует мужской коллектив, проходящий инициацию. Представление о том, что все носороги - самцы, причем таинственного происхождения, отражает мифологему животного-воина, поскольку рог, кроме фаллических уподоблений, воспринимался и как оружие (меч или копье). Так, например, автор X в., мелькитский епископ Агапий Манбиджский пишет о происхождении оружия в результате имитации различных органов зверей. Изобретение оружия приписывается библейским персонажам - сыновьям Йоктана. "Что касается копья, то они переняли его у зверя, который по-гречески зовется монокератон, а он - тот, которого персы называют и знают как ал-каркадан [носорог], этим же именем называют его арабы, потому что у него один-единственный рог, выступающий из середины головы наподобие копья, которым он колет всякого мнеря и всякое животное" . В персидской космографии также говорится об индийском носороге как о воине: "Всевышний из кожи сотворил для него панцирь и поместил [ему] на спину. По повелению Всевышнего [носорог] в тот миг, когда видит врага, опускает панцирь, и все тело его бывает защищено, так что никакое оружие на него не окажет действия" ("Чудеса мира". 14).

Известно, что мифический единорог, подобии легендарному носорогу, не имел брачной пары и размножался при помощи рога. Объединив обе темы, мы получим итифаллический образ Единорога, сформировавшийся как фигура божества женских инициации. Часть этого обряда составляла дефлорация. Для дефлорации обычно служили спе циальные инструменты. Такими инструментами могли быть изваяния головы Единорога. Ради этой цели их передние части и полировали, полагает Л. С. Клейн, предлагая свою интерпретацию зоо морфных скипетров эпохи энеолита.

Может создаться впечатление, что обряд дефлорации практиковался только в древнейшую эпоху. Вот актуальное для времени "Физиолога" свидетельство св. Августина, осуждающего мистерии культа Великой Матери. "Когда в культе Либера почтенная матрона возлагает венок на мужеский половой орган на глазах толпы народа, в присутствии, быть может, краснеющего от стыдя (если только в людях есть хоть капля стыда) мужа, когда в брачных церемониях новобрачной приказывают сесть на ствол Приапа, то эти вещи гораздо терпимее и легче в сравнении с этою зверскою мерзостью, или мерзким зверством, которым тот и другой пол одурачивается демонскими ухищрениями так, что вследствие добровольного калечест ва делается ни тем, ни другим. Там боятся влиянии дурного глаза на поля; здесь не боятся отрубать свои члены. Там стыдливость новобрачной оскорбляется таким образом, что у нее отнимается не только способность чадородия, но и девство." (Бл. Августин. О граде Божием. VII. 24).

8.3. Вопреки "Физиологу" единорог не мог быть маленьким и кротким животным, подобным козленку. Некогда это был могучий воин и жрец, скрытый под зооморфным облачением. Единорог всегда жил в мифическом времени первопредков и никогда не покидал мифических пространств.

Со времен Ктесия Книдского античным писателям был известен зверь под названием единорог. Он обитал в далекой Индии, и охотились на него очень смелые и безрассудные люди (не привлекая на помощь девственниц). Рассказ Ктесия о диких однорогих ослах в наиболее полной форме сохранился у Элиана.

"Я выяснил путем расспросов, что дикие ослы, обитающие в Индии, большие, как лошади. Это животное совершенно белое, за исключением головы, которая-красноватого цвета, в то время как глаза отражают лазурью. Оно имеет рог на лбу, длиною в полтора локтя. Этот рог - белый у основания, темно-красный на конце и черный посредине. Эти разноцветные рога, насколько мне известно, используются индийцами для питья, но па самом деле людьми не всех сословий, а только знатными, которые окаймляют их золотыми браслетами, словно они украшают руку какой-нибудь прекрасной статуи. Говорят, что тот, кто выпьет из такого рога, получит защиту от всех неизлечимых болезней, он не подвергнется ни судорогам, пи тому, что называют священной болезнью - эпилепсией, и не погубит его яд; даже если перед тем, как выпить из рога, он проглотил что-нибудь иредоносное, он извергнет это и невредимым избежит дурных последствий.

В то время как считается, что все другие ослы, дикие или домашние, и прочие однокопытные, где бы они ни обитали, не имеют ни черной кости astrahalos, ни желчи в печени, индийские рогатые ослы, согласно Ктесию, имеют и черную кость, и желчь в печени. Говорят, что черная кость черна не только сверху, но и изнутри, в чем убеждаются, разбив ее на куски.

Эти животные быстрее не только других ослов, но и лошадей, и оленей. Свой бег они начинают спокойно, неторопливо, но затем постепенно увеличивают темп, так что победить их в беге, говоря поэтически, недостижимо. Когда самки приносят потомство и выводят своих детенышей на пастбища, самцы находятся рядом и охраняют их с нежной заботой. Они ходят по равнинам Индии самыми необитаемыми путями и, когда охотники приходят, чтобы напасть на них, они загоняют молодых и нежных жеребят вглубь, сами же сражаются, защищая их. Атакуют они следующим способом: нападают на всадников, используя рог как оружие. Этот рог настолько могуч, что под его ударом ничто не сможет устоять, но уступит и треснет пополам или же расколется на части и станет бесполезным. Иногда они нападают на лошадей и так жестоко распарывают рогом их бока, что внутренности тех вываливаются. Легко себе вообразить, что всадники боятся сталкиваться с ними близко, так как и для человека, и для коня наказание за приближение к ним - ужасная смерть. И они не только бодаются, но и ожесточенно лягаются и кусаются; их укусов следует опасаться, потому что они отрывают всю плоть, которую ухватят своими зубами. Взрослых особей невозможно захватить живыми, поэтому следует их быстро одолеть такими метательными снаряда ми, как копье или стрела. Одолев диких ослов, индийцы расхищают их рога, которые они украшают описанным выше способом. Мясо их настолько горькое, что индийцы не употребляют его и пищу" (Элиан. О природе животных. IV. 52).

Единорог. Закария ал-Казвини. "Чудеса творений и диковинки существующего" (Рук. СПбФИВ РАН. № Е-7, л. 191 б)

Каким представлялся облик единорога античным авторам в дальнейшем? Например, Плиний пишет: "В Индии водятся быки с нераздвоенным Копытом и с одним рогом; а также страшный и опасный зверь единорог (monoceros); он имеет тело лошади, голову оленя, ноги слона, хвост иоиря, один черный в два локтя длиною рог на лбу; он сильно ревет. Живого его поймать нельзя" {Плиний. VIII. 31). Несколько неожиданное описание зверя дает писатель V в. Филосторгий. Водится единорог в Эфиопии, вместе со слонами, кобрами и жирафами, которых Филосторгий характеризует со знанием дела. "Там есть также животное единорог, у которого голова змеиная, но с растущим на ней кривым, не очень большим рогом; весь подбородок у него покрыт бородою; длинная шея поднимается вверх; по движению больше всего похож он на змея, а по всему телу ближе подходит к оленю, ноги же имеет львиные. Образчик и его можно видеть в Константинополе" (Филосторгий. III. 11). Какое чудовище видел Филосторгий, сказать трудно. В древнееврейской Библии (1299), иллюминированной художником Иосефом Сарфати из Серверы (Испания), изображено животное в виде осла с длинной шеей, чем лоб увенчивает длинный рог. На основе этой миниатюры создан современный рисунок единорога.

Литература

Долгих И. Мнимый единорог, риму и реэм Востока, ур и тур Европы, bos primigenius палеонтологии. Рига. [1905].
Симонов Р. А. Рог инрога //Русская речь. 1985. № 3
Усов С. А. Единороги. [Посвящается Ф. И. Буслаеву| М., Унив. тип. [б. г.].
Beer R. R. Einhorn. Fabelwelt und Wirklichkeit Munchen, 1972.
Bunt С G. E. The Lion and the Unicorn //Antiquity 4 1930. S. 425-437.
Cohn С. Zur literarischen Geschichte des Einhorns. Berlin, 1896.
Freeman M. B. The Unicorn Tapestries. New York: Met ropolitan Museum of Art, E. P. Dutton, 1976.
Holm E. Die Einhornjagd. Teppiche der Anne de Bretagne Hamburg; Berlin, 1967.
Shepard 0. The Lore of the Unicorn. London, 1930
Shur E. G. An Interpretation of the Unicorn //Folklore 75. 1964. P. 91-109.

nationalvanguard



 

   
вверх  Библиография г. Ивано-Франковск, Группа исследования основ изначальной традиции "Мезогея", Украина


Найти: на:
Підтримка сайту: Олег Гуцуляк goutsoullac@rambler.ru / Оновлення 

  найліпше оглядати у Internet
Explorer 6.0 на екрані 800x600   |   кодування: Win-1251 (Windows Cyrillic)  


Copyright © 2006. При распространении и воспроизведении материалов обязательна ссылка на электронное периодическое издание «Институт стратегических исследований нарративных систем»