НАЧАЛО  



  ПУБЛИКАЦИИ  



  БИБЛИОТЕКА  



  КОНТАКТЫ  



  E-MAIL  



  ГОСТЕВАЯ  



  ЧАТ  



  ФОРУМ / FORUM  



  СООБЩЕСТВО  







Наши счётчики

Яндекс цитування

 

      
Институт стратегического анализа нарративных систем
(ИСАНС)
L'institut de l'analyse strategique des systemes narratifs
(IASSN)
Інститут стратегічного аналізу наративних систем
(ІСАНС)



статья

http://rowan-ring.livejournal.com/

ТРОЛЛИ В СКАНДИНАВСКОМ ФОЛЬКЛОРЕ


Магистр философии Камилла Асплунд Ингемарк защитила докторскую диссертацию по теме традиционных лесных троллей. Камилла изучала этот предмет шесть лет. Работа описывает мир троллей в соответствии с народными верованиями шведоговорящих финнов.

Первое упоминание о троллях появилось в шведско-язычном фольклоре в середине 19го века. До этого сказки передавались изустно из поколения в поколение.

Сказки о троллях в ареале распространения скандинавских языков связаны одна с другой. Разные культурные окружения трансформировали их в различные формы, но при это оставили те же сюжеты.

Атмосфера страха и угрозы присутствует в сказках о троллях. В сельской местности, в основном, влюбленных пугали троллями для того, чтобы они оставались верны друг другу и продолжали выбранный путь. В соответствие с народными верованиями, тролли могли превратиться в прекрасную девушку или дарить украденные вещи как подарки.

Если крестьянин исчезал в лесах, люди говорили, что тролли забрали его. Если же он возвращался домой, то троллей уже не боялись: заклятье действовало моментально, если кто-то только подумывал о том, как бы сбежать от троллей. Поэтому убежать могли только очень хитрые и ловкие.

Люди древности перенесли свою боязнь троллей и в рамки христианства. По словам Камиллы Асплунд, важно помнить, что сказки о троллях продолжали рассказываться и в христианском окружении. Письменные документы подтверждают, что люди воспринимали истории о троллях и библейские притчи в одинаковом ключе.

И христианские, и языческие истории описывают отношения между человеком и сверхъестественными силами. Фольклор и христианские притчи и рассказы повлияли друг на друга.

Камилла Асплунд Ингемарк использовала интертекстуальные теории в своей работе. Она сравнила стиль и содержанме народных сказаний и библейских историй. Мир троллей напоминает Эдемский сад или Рай. Тролли живут, не нуждаясь в ежедневном труде, и без заботы. В изучаемый Камиллой период послание христианства играло определяющую роль в жизни обычных людей. Это было слышно в притчах, песнях и подтверждено студентами. Христианская литература получила широкое распространение.

***

Очень надеюсь, что госпожа Ингемарк использовала в своей работе материалы баллады «Herr Mannelig» и образ скандинавской красавицы-троллихи (что, кстати, довольно странно звучит) skograet.

К слову – это уже мое личное наблюдение – в скандинавских языках колдовство связанно именно с троллями. Очевидно, альвы колдовать не умели. Это очень легко просматривается, если открыть шведский или норвежский словарь. Притом, тролли связаны не только с колдовством (как с плохим, так и с хорошим), но и с эпитетами «внезапный», «вероятный», «вероломный». И что совсем уж примечательно – с любовью и помолвкой.

Trolig - вероятный

Troligen - вероятность

Troll – тролль, злой человек, ведьма

Trolla - колдовать

Trolla bort - исчезнуть

Trolla fram – вызвать чудом

Trollbrygd – колдовской напиток, любовное зелье

Trolldom – колдовство, ворожба

Trolleri – волшебство, трикстерство, фокусы

Trollkarl – волшебник, колдун, чародей

Trollpacka - ведьма

Trollslag – внезапно, неожиданно

Trolova sig - обручиться

Trolovning – обручение, помолвка

Trolsk – волшебный, чарующий

Trolos - вероломный

Trolosnet - вероломство


nationalvanguard



 

   
вверх  Библиография г. Ивано-Франковск, Группа исследования основ изначальной традиции "Мезогея", Украина


Найти: на:
Підтримка сайту: Олег Гуцуляк goutsoullac@rambler.ru / Оновлення 

  найліпше оглядати у Internet
Explorer 6.0 на екрані 800x600   |   кодування: Win-1251 (Windows Cyrillic)  


Copyright © 2006. При распространении и воспроизведении материалов обязательна ссылка на электронное периодическое издание «Институт стратегических исследований нарративных систем»