НАЧАЛО  



  ПУБЛИКАЦИИ  



  БИБЛИОТЕКА  



  КОНТАКТЫ  



  E-MAIL  



  ГОСТЕВАЯ  



  ЧАТ  



  ФОРУМ / FORUM  



  СООБЩЕСТВО  







Наши счётчики

Яндекс цитування

 

      
Институт стратегического анализа нарративных систем
(ИСАНС)
L'institut de l'analyse strategique des systemes narratifs
(IASSN)
Інститут стратегічного аналізу наративних систем
(ІСАНС)



статья

Махди Шамсуддин

Что такое хадис "мутаватир"?


Известно для каждого искреннего и знающего мусульманина-суннита, что вторым источником Шариата после Корана является Сунна нашего Пророка (САВС). Последняя же заключает в себе не только нормы связанные с халялем или харамом, но также и положения исламской акыды.
Не секрет, что эти положения доктрины могут браться только из Сунны имеющей наивысшую ступень истинности и достоверности, т.е. из Сунны переданной путем "таваатур".
В арабском языке слово "аль-мутаватир" образовано от слова "ат-таваатур", что в свою очередь означает "ат-татаабуу" или "последовательное, поочередное следование друг за другом". Говорят:"таваатара аль-матару", что переводится как "пошел дождь" или как "последовательное, поочередное следование капель дождя друг за другом".
В шариатской терминологии хадис "мутаватир" определяется, как хадис переданный большим числом передатчиков, так что становится невозможным их объединение на лжи. Более подробно и точнее это определение хадиса "мутаватир" звучит так: хадис "мутаватир" - это такой хадис или хабр, который передавали в каждом классе или разряде передатчиков (например, существует класс малых и больших "сахаба", класс табиин и табия табиин и т.д.
Имам ибн Хаджар, рахимахуллах, называет 12 классов или разрядов передатчиков хадисов. Разряд на арабский переводится словом "табакат") большое количество людей, так что разум считает невозможным их объединение на лжи, т.е. что передатчики эти сфабриковали хадис.
Итак, исходя из вышеуказанного определения, хадис "мутаватир" должен отвечать четырем основным условиям:
1. Наличие большого количества передатчиков (самое распространенное и правильное мнение, что минимальное число передатчиков - 10 человек в каждом классе передающих)

2. Это количество передающих хадис должно имется во всех классах "табакатах", на протяжении всей цепочки (санад).

3. Констатация (на основании опыта) невозможности объединения на лжи такой большой группы людей.

4. Источник получения информации (в данном случае сообщения связанного со словами или действиями Посланника Аллаха (САВС)) - должен быть физическим чувством или ощущением, как слух или зрение (поэтому в хадисе "мутаватир" наличиствует, например, следующая словесная форма передачи: "Слышали мы..." или "Видели мы...").
Отсюда сообщение, источником которого является разум (как, например, вывод о сотворенности того, что не Бог) не может считаться "мутаваатиром".

Как уже говорилось выше,хадисы "мутаватир" берутся в акыду на том основании,что они имеют ступень абсолютной достоверности.Поэтому отрицающий этот вид хадиса впадает в "куфр",ибо отрицание хадиса "мутаватир" -есть отрицание Откровения (вахи)
Далее хадисы "мутаватир" делятся на два вида:

1. "альМутаватир аль-Лафзи" и это хадис в котором "мутаваатиром" являются как само слово ,так и смысл.Например,слова Пророка (САВС):" Кто солгал на меня намеренно (т.е приписал мне то чего я не говорил)-пусть приготовится занять свое место в Огне !." , передавало более семидясети "сахаба",да будет доволен ими всеми Аллах.

2. "аль-Мутаватир аль-маанави" и это хадис в котором "мутаватиром" является только смысл.Например,существует около ста хадисов ,которые в разной словесной форме указывают на то что Посланник Аллаха (САВС) поднимал руки во время "дуа"(личной мольбы).В заключении хочется сказать,что хадис "мутаватир" имеет силу "насиха",т.е может отменять то или иное предписание Священного Корана и это потому что Сунна переданная путем "таваатур" является тем же Откровением "вахи",что и Книга Аллаха.

nationalvanguard



 

   
вверх  Библиография г. Ивано-Франковск, Группа исследования основ изначальной традиции "Мезогея", Украина


Найти: на:
Підтримка сайту: Олег Гуцуляк goutsoullac@rambler.ru / Оновлення 

  найліпше оглядати у Internet
Explorer 6.0 на екрані 800x600   |   кодування: Win-1251 (Windows Cyrillic)  


Copyright © 2006. При распространении и воспроизведении материалов обязательна ссылка на электронное периодическое издание «Институт стратегических исследований нарративных систем»