НАЧАЛО  



  ПУБЛИКАЦИИ  



  БИБЛИОТЕКА  



  КОНТАКТЫ  



  E-MAIL  



  ГОСТЕВАЯ  



  ЧАТ  



  ФОРУМ / FORUM  



  СООБЩЕСТВО  







Наши счётчики

Яндекс цитування

 

      
Институт стратегического анализа нарративных систем
(ИСАНС)
L'institut de l'analyse strategique des systemes narratifs
(IASSN)
Інститут стратегічного аналізу наративних систем
(ІСАНС)



статья

ТАНТРИЧЕСКИЙ ШИВАИЗМ

С.В. Пахомов

В различных школах тантрического шиваизма высшим началом считается Шива. При этом в зависимости от конкретной школы он имеет различные названия и эпитеты. Так, уже в преамбуле к "Акулавира-тантре" прославляется Шива в своем воплощении в виде наставника Минанатхи (Маччханды): "[Слава] Шри Мина[атхе, преисполненному] блаженства самоестественности, родившемуся по своей воле, высшему, пронизывающему вселеннуюЮ неподвижной и глубинной основе мира" (1).

Школа капаликов поклоняется Шиве в грозном образе Бхайравы. Он мыслиться как творец мира (джагат-картри)(2). Бхайрава имеет 8 основных форм - Аситанга (Вишну), Руру (Брахма), Чанда (Сурья), Кродха (Рудра), Унматта (Индра), Капалин (Чандра, или Сома), Бхишана (Яма) и Самхара (Бхайрава как таковой). Все остальные божества суть отдельные его части (амша), которые соотносятся с функциями порождения, сохранения и уничтожения мира. В одном комментарии к сочинению Мадхавы "Шанкара-дигвиджая" (14:28) приводится утверждение капаликов о том, что "блаженство, которое проявляется через сексуальное соединение, есть истинная форма Бхайравы. Достижение этого посмертного блаженства есть мокша" (3).

Согласно метафизическим установкам некоторых тантр (в частности, "Виджнянабхайравы"), Бхайрава является универсальным недифференцированным сознанием, это высшее божество, Парамашива, в котором соединяются Шива и Шакти. С другой стороны, Бхайрава - это высший уровень опыта, в котором нет никакого различения между энергией и "носителем энергии" (шактиман). Это различение уже намечено на более низком уровне, Рудры, и вполне оно проявляется на уровне Шивы (4). Триада Бхайравы-Рудры-Шивы есть, следовательно, структура трех типов проявления универсума. Бхайрава - это личное божество, которое символизирует высшую неделимую реальность (5). Это и высший предел сознания, соответствующий высшему пределу бытия (паракаштха).

Шиве приписываются пять основных божественных функций (панчакритья). Из них творение (сришти), сохранение (стхити), уничтожение (самхара) суть три функции его обращения со вселенной; их дополняют ануграха, или ниспослание благодати, и ниродха, или утаивание своей божественной сущности. В "Нетра-тантре" (гл. 1) Шива воспевается как сущность Брахмы, Вишну и Иши, как Локанатха (владыка мира), бог богов. Шива - вечный и всеведущий повелитель всего движущегося и неподвижного, милосердный благодетель, исполненный блаженства, тот, которого легко умилостивить, кому неведом страх, кто дарует освобождение, чья сущность - чистая саттва ("Маханирвана-тантра", 1:5-10). Шиву называют Бхагаваном, высшим Брахманом, "хранилищем нектара сострадания" (карунамритаваридхи), самосветящимся, бытием-сознанием-блаженством. Сознающие души - его части ("Куларнава-тантра", 1:2-8).

Тантрические тексты постоянно подчеркивают, что между Шивой и Шакти нет никакой разницы (6), однако отсутствие разницы постигается только в духовном опыте (садхана); в русле же эпистемологических задач некоторое различие между ними все-таки есть. Шива в основном понимается как пасивный, неподвижный, статичный принцип, "молчаливый созерцатель всего происходящего" (7), космическое сознание как таковое (или даже как "бог-сознание", чиннатха), тогда как Шакти - деятельное, энергичное женское начало (8). Одно не может существовать без другого и требует другого для собственной реализации и полноты. Шива и Шакти столь же не отделимы друг от друга, как огонь и жар, дерево и тень, молоко и белизна, луна и лунные лучи. Шакти есть "тело" Шивы или его "сущность", но. с другой стороны. они оба - атманы друг друга ("Саундарья-лахари", шл. 34) (9). Согласно философии натхов, Шиву можно описать как "дух Шакти", тогда как Шакти - это его "тело". Шива - это Шакти на трансцендентном уровне, а Шакти - это Шива на феноменальном уровне (10). С помощью Шакти возможно постижение Шивы: "Подобно тому, как благодаря свету лампы или лучам солнца осознают различные части пространства, так и благодаря энергии-шакти [можно постичь] Шиву, о любимая!" (11). Шива способен переживать себя благодаря Шакти, которая служит "духовным зеркалом природы" (12). Ни один из двух аспектов не выглядит преобладающим над другим, здесь тождество максимально сгармонизировано. В этом случае подчеркиваются не столько сами эти аспекты, сколько их тесная связь друг с другом. Иными словами, ананда (или ямала, самараса и др.), т.е. вечное блаженство, проистекающее из союза двух полярных принципов (13). Ананда представляет собой своего рода архетип любого возможного блаженства на эмпирическом уровне, которое всегда бессознательно стремиться к этому идеалу и никогда его не достигает (в силу своей ограниченности во времени); кроме того, анандп - это та высшая полнота, из которой может возникнуть все, это творческий матрикс мироздания.

Примечания

1. sriminasahajanandam svakiyangasamudbhavam sarvamadharagamhiram acalam vyapakam param. См.: Akulavira-tantra / Kaulajnaqna-nirnaya. Ed. by P.C. Dagchi. Calcutta, 1934.

2. По мнению Д. Лоренцена, эта идея предполагает различение двух причин - материальной и инструментальной. См.: Lorenzen D.N. The Kapalikas and Kalamukhas. Two Lost Saivite Sects. Berkeley and Los Angeles, 1972. P.84.

3. Lorenzen D.N. Op.cit. P.91.

4. Silburn L. Introduction / Le Vijnana Bhairava. Texte traduit et commente par L. Silburn. Paris, 1961. P. 12-13.

5. Dyczkowski M. The Doctrine of Vibration. P.46: "Кашмирские шиваиты, в отличие от последователей адвайта-веданты, верят в личного бога, который есть единственная реальность" (доктрина ишвара-адваявады).

6. Ср., например: na hi saktih sivat bhedam amarsaet ("Не следует считать, что есть какая-либо разница между Шивой и Шакти"). См.: Abhinavagupta. Paratrisika-vivarana. Ed. by B. Baumer. Delhi, 1996. P.2.

7. Khanna M. Yantra. The Tantric Symbol of Cosmic Unity. London, 1979. P.67.

8."Шакти - это материальное, темное, динамичное начало, которое первоначально находиться в состоянии хаоса. Шива ассоциируется с духовной, светлой, разумной стороной бытия. Шакти это материя, природа, а Шива - космическое сознание, дух, который привносит в мир хаоса некий порядок" (Ефименко Т.В. Шактизм и тантра / Древо индуизмаю М., 2000ю С.92).

9. sariram tvam sambhoh ("Ты - тело Шамбху") ... tvatmanam ... bhavatmanamanagham, ("Твое "я" - это чистое "я" Бхавы (=Шивы)". См.: The Saundaryalahari or Flood of Beauty. Ed. and tr. by W.N. Brown. Cambridge, Mass., 1958.

10. Banerjea A.K. Philosophy of Gorakhnath, with Goraksa-Sangraha. Delhi, etc., 1988 (3rd ed). P.63.

11. Le Vijnana Bhairava. Texte traduit et commente par L. Silburn. Paris, 1961. P. 75.

12. Banerjea A.K. Philosophy of Gorakhnath, with Goraksa-Sangraha. Delhi, etc., 1988 (3rd ed). P.64.

13. Goudriaan T., Gupta S. Hindu Tantric and sakta Literature. Wiesbaden, 1981. P.33.


nationalvanguard


 

   
вверх  Библиография г. Ивано-Франковск, Группа исследования основ изначальной традиции "Мезогея", Украина


Найти: на:
Підтримка сайту: Олег Гуцуляк goutsoullac@rambler.ru / Оновлення 

  найліпше оглядати у Internet
Explorer 6.0 на екрані 800x600   |   кодування: Win-1251 (Windows Cyrillic)  


Copyright © 2006. При распространении и воспроизведении материалов обязательна ссылка на электронное периодическое издание «Институт стратегических исследований нарративных систем»