НАЧАЛО  



  ПУБЛИКАЦИИ  



  БИБЛИОТЕКА  



  КОНТАКТЫ  



  E-MAIL  



  ГОСТЕВАЯ  



  ЧАТ  



  ФОРУМ / FORUM  



  СООБЩЕСТВО  







Наши счётчики

Яндекс цитування

 

      
Институт стратегического анализа нарративных систем
(ИСАНС)
L'institut de l'analyse strategique des systemes narratifs
(IASSN)
Інститут стратегічного аналізу наративних систем
(ІСАНС)



статья

Методология гуманитарного знания в системе современного дополнительного образования

Л.Я. Шамес

Методология гуманитарного знания в перспективе XXI века. К 80-летию профессора Моисея Самойловича Кагана. Материалы международной научной конференции. 18 мая 2001 г. Санкт-Петербург. Серия «Symposium». Выпуск №12. СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2001. C. 164 — 170.

[164]

Методологическим фундаментом образования становится философия образования. Поиск новой парадигмы возможен лишь на прочной основе концептуальной разработки философии образования, адекватной изменяющемуся миру и перспективам его развития (Международная конференция Философия образования в изменяющемся мире на пороге ХХI века (М., 6-9.07,1993). Сегодня очень многие педагоги понимают, что разработка проблем феноменологии образования возможна лишь в рамках развития его философии. В связи с этим резко возрастает роль методологии науки.

Понятие Философия образования определяется как размышления о приоритетах и сущности образования как института развития культуры, пытающегося в меру своих сил повлиять на стратегию образования в современной цивилизации (А.Г. Асмолов). Это понятие неоднозначно. Фактически современная философия образования выполняет прикладную функцию, и ее следует считать педагогической философией по аналогии с педагогической психологией (В.В. Краевский). Аксиологическая парадигматика образования как иерархия ценностей (социальных, государственных, личных) в философии образования и методологии педагогики перетекают друг в друга.

Философия образования становится важнейшей при построении концепции образования.

[165]

Проблема дополнительного образования сегодня весьма актуальна в педагогике в связи глобально развивающейся детской безнадзорностью, и мы в Иркутске в этом направлении успешно работаем: Иркутский Дворец детского и юношеского творчества работает как федеральная экспериментальная площадка МО РФ, научным руководителем которой является автор публикации. Кроме того, нами создана и успешно реализуется Программа центра развития творчества детей и юношества г. Шелехова Иркутской области, в которой философия образования является методологической основой. Она дает основание существующей модели обучения и воспитания, определяет ее основные качества, направления развития образовательных и воспитательных процессов, на ее основе выделяются фундаментальные цели; философия образования настроена на мировоззренческое и методологическое содержание обучения, следовательно, имеет в основе своей философию человека, социально-философские воззрения которой отвечают поставленным задачам и статусу учреждения дополнительного образования. В основе работы по Программе лежит воспитание чувств: чувств человека к самому себе и окружающим. Современная герменевтика особое внимание уделяет эмпатии. Она предполагает на основе эмпатии понимание как целостное осознание гармоничного духовного состояния. Герменевтически ориентированный тип образования имеет в себе элемент саморегуляции, саморегенерации, скоррелированный с духовной природой человека, проявляющийся через его пристальный взгляд на окружающих и на самого себя. В связи с этим главное, что должны сделать педагоги - подготовить детей к восприятию инаковости, настроить ребенка на переживание и сопереживание с другими. Именно понимающее образование открывает мир человеку, а человека миру; и именно образование должно учить ребенка понимать. Чтобы состояться, ребенок должен в равной мере творить и слушать, смотреть, читать, чувствовать созданное. Данное явление служит объединяющим фактором для различных звеньев и учреждений системы образования, имеющих в основе преподавания принципы гуманизма. В связи с выявленными целями общего образования, доминирующим становится выделение целей образования в философии дополнительного образования. Именно из детства, из дополнительного образования в школу и в жизнь приходит гражданское спокойствие и мир. И именно педагог дополнительного образования, в больше мере, чем иной другой педагог, создает или не создает общество СОГЛАСИЯ.

Из такой философской концепции вытекает методология дополнительного образования.

В связи с этим в тезаурус педагога дополнительного образования должны входить: аксиологический аспект (назначение человека и его жизненные смыслы и ценности, свобода, демократическая в том числе) как общие цели и ориентиры образования; образованность (общая культура в сочетании с

[166]

профессионализмом); творчество как ведущий элемент содержания и развития образования; разработка способов прогностического развития ребенка, отвечающего социальному заказу государства и общества.

Философия образования выступает методологическим механизмом организации непрерывного обучения педагога; андрагогика становится основой профессиональной жизни и роста учителя; направляющим в диалоге и взаимодействии педагога и ребенка становится новое знание.

Из философских концепций в дополнительном образовании, как и в школьном, проистекают социально-этические концепции, лежащие в основе образования; соотношение личностного и социального начал в образовании; отсюда общество должно получить как результат образования воспитанность, духовность, человечность, патриотизм, сострадательность.

Духовно-нравственное возрождение человека то, что стало сегодня одной из главных задач воспитания и образования детей. Говоря о духовности, мы имеем в виду и совесть человека, и его любовь к отеческим гробам, и потребность в свободном выражении своего мнения, и непрерывный поиск смысла жизни, и стремление к совершенству. В этом случае традиции выступают как некий феномен сохранности культуры. Эстетическое, духовное начало в личности ребенка невозможно заложить без обращения ее к истокам народного самосознания. Знакомство и, главное, проникновение в суть народного обычая, традиции, ритуала закладывают нормативно-оценочные отношения к материальным, социальным и духовным ценностям общества, обнажают уродство национальных предрассудков и представлений, живущих в форме старых обычаев и традиций. Именно изучение традиций получает определяющее развитие в Программе Центра развития творчества детей и юношества г. Шелехова.

Традиции обращены более чем другие социальные механизмы к чувственным отношениям, обладают огромным потенциалом эмоционально-психического воздействия на будущего гражданина. Они воспитывают личность, прививают ей качества, необходимые обществу: историческое родство и единство, объединение вокруг идеи или общественно значимого события.

Следование прогрессивным традициям — естественное условие социализации общества и особенно детей. Общество обращается к прошлому в поисках путей решения проблем сегодняшнего и завтрашнего дня. В современных условиях, характеризующихся регионализацией сознания, формированием потребности в национальной самоидентификации этнических общностей, резко возрос интерес к национальному наследию, национальный традициям.

Живущая в большом городе семья связывала с национальным образованием возможности приобщения ребенка к своим национальным традициям, культуре, языку. Сегодня семья во многом утратила эти возможности. По-

[167]

жалуй, более всего дополнительное образование призвано компенсировать то, что утеряно семьей. Приобщение к национальным традициям — путь не только возрождения национального самосознания, но и широкого гуманитарного, потому что узко национальный подход реально разрушает гуманистические ценности.

Философия детства особая сфера образования. Детство талантливо и своей духовностью, и своей чистотой и свежестью восприятия мира, всем тем, что утрачивается по мере взросления. Система дополнительного образования представляет ребенку возможности как можно дольше находиться в детстве и дает возможности для его многопланового развития. Она обладает и возможностями для творческого воплощения идеи гуманитарного образования всех детей, предусматривающего взаимосвязь в процессе обучения, воспитания и образования.

МЕТОДОЛОГИЯ ПРОГРАММЫ основывается на идее Статьи 14 Закона Российской Федерации Об образовании от 10 июля 1992 года: Общие требования к содержанию образования.4. Содержание образования должно соответствовать взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами, различными расовыми, национальными, этническими, религиозными и социальными группами; учитывать разнообразие мировоззренческих подходов, способствовать реализации права обучающихся на свободный выбор взглядов и убеждений.

Гуманитарное образование, обучение и воспитание есть та основа, которая дает ребенку право на реализацию ст. 14. В то же время оно — актуальный путь развития современного дополнительного образования. Именно эти составляющие суть составные части единой системы нравственно-эстетического, гармонического развития ребенка.

Гуманитарное развитие системное обращение мысли ребенка, подростка, юноши к человеческим ценностям; это актуализация (определение значимости этих ценностей, прежде всего, для себя лично), а затем опосредовано для общества. Более всего этому способствует искусство. Оно формирует образно-чувственное познание мира, критерии его оценки. В отличие от школы, дополнительное образование обеспечивает большие возможности ребенка общаться с искусством.

Процесс гуманитаризации и гуманизации образования в учреждении дополнительного образования включает в себя ВСЕ ПРЕДМЕТЫ кружковых и студийных занятий и пронизывает весь ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС.

Сегодня воспитание рассматривается в единстве с вопросами гуманитаризации образования, гуманитарного обучения и гуманного обращения с ребенком, формирующими в результате интеллигентного, нравственно честного человека с развитой культурой чувств и высоким уровнем интеллекта.

[168]

Методологические положения Программы:

— Личностно-ориентированное обучение, обеспечивающее осознанный выбор в определении предметов, мотивацию выбора, позволяющую свободу выбора каждым учеником своей траектории развития обучение способных детей по индивидуальному плану, совместно составленному учителем и учеником. Развитие у ребенка способности к самооценке и самоконтролю; Научно-методологический подход к непрерывному эстетико-художественному образованию.

— Объединение усилий специалистов УДО для создания единого ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА.

— Формирование в УДО ЭМОСФЕРЫ, которая организуется посредством всего образовательного пространства и условий художественно-эстетического развития детей. Особую роль при этом играет ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ОБЩЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ СРЕДСТВАМИ ИСКУССТВА, где ИГРА выступает как фундаментальная методика. Игровое поле оптимальное воспитательное пространство УДО.

— Создание в УДО СРЕДЫ ОБЩЕНИЯ. Коммуникативный уровень как основа формирования духовного мира человека его нравственных, политических, эстетических и художественных взглядов и ценностей.

— Формирование общительности детей как условие их сближения с другими людьми.

— Приобщение ребенка к миру выработанных человечеством культурных ценностей осуществляется посредством ПРИОБЩЕНИЯ ЕГО К ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, в которой сливаются воедино коммуникативная, познавательная, преобразовательная, просветительная, конструктивно — моделирующая и ценностно — ориентационная деятельности и общение (По М.С. Кагану).

— Эстетическая культура личности это отношение ребенка к миру и к самому себе, отношение практически действенное и эмоционально-духовное, в котором личность стремится сообщить эстетическую ценность всему тому, что она делает и чувственно переживает, всему тому, с чем она сталкивается. Задача формирования эстетической культуры каждого ребенка первостепенная задача в реализации Программы.

— Непременным условием формирования гуманитарной культуры ребенка является ОПЫТ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ДЕМОКРАТИЧЕСКИ ОРГАНИЗОВАННОМ ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ. В основу его положен полисубъектный, диалогический подход, предполагающий качественно иные, в отличие от традиционных, структуры взаимодействия педагога и ребенка.

— ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ, ЛИЧНОСТНЫЙ ХАРАКТЕР отношения педагога к ребенку это позиция педагога в акте его ПРЕДМЕТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, КОГДА КАЖДЫЙ РЕБЕНОК ДЛЯ НЕГО НЕ ТОЛЬКО ЛИЧНОСТЬ, НО ЛИЧНОСТЬ, ЗАБОТА О ФИЗИЧЕСКОМ,

[169]

НРАВСТВЕННОМ И ДУХОВНОМ ЗДОРОВЬЕ КОТОРОЙ смысл человеческой и профессиональной жизни педагога.

— Отсюда ОСНОВНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ОБУЧЕНИЯ активно работающий ребенок, оптимально раскрывающий свой интеллектуальный потенциал; педагог-координатор отрабатывает технологию помощи;

— Обучение по учебному плану, развитие культуры общения более всего результативно во внешкольных местах общения, связанных с художественно-эстетическим воспитанием.

— Постоянная работа психологической службы УДО по отслеживанию диагностики личностного роста каждого ребенка. Психодиагностика изучает перегрузки и эмоциональные состояния, в том числе эмоциональные стрессы, внутренние конфликты, напряжение;

— Целенаправленная подготовка педагога к работе с родителями. Совместное наблюдение за индивидуальными особенностями ребенка и определение его способностей;

— Систематический мониторинг за развитием детей: удобное расписание, количество свободного времени для саморазвития и самообразования, помощь в самоорганизации;

— Наблюдение за психологическим и нравственным климатом общения детей: соперничество, высокомерие, снисходительность. Уровень отслеживания.

— Отслеживание уровня знаний работающих по свободному расписанию одаренных детей.

Эффективность обучения фиксируется объективными результатами поступление в престижные вузы и конкурсные факультеты, на заранее избранные специальности.

В ЭТОМ СУТЬ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КРЕДО КОЛЛЕКТИВА ЦРТДиЮ г. Шелехова.

Некоторые методические особенности работы в ЦРТДиЮ:

Новизна подходов Программы Развитие ЦТДиЮ.

Гуманитаризация и гуманизация процесса обучения, образования и воспитания несет в себе идею не столько новую, сколько необходимую.

Оздоровление российского общества должно начинаться с формирования ребенка как личности на основе названных подходов. Однако обучает этого ребенка взрослый человек ПЕДАГОГ. Его образование и культура требуют соответствующих времени корректировок, поэтому Программа включает в себя целостную СИСТЕМУ подходов к изменению личности обучающего: повышение квалификации, получение второй специальности, постоянное изменение культурологического и профессионального тезауруса педагога. Задача коллектива педагогов УДО г. Шелехова каждому работнику дополнительного образования пройти курсы повышения квалификации по получению второй специальности и получению диплома педагога

[170]

дополнительного образования (В российском дополнительном образовании мы имеем прецедент: в Иркутском Дворце детского и юношеского творчества прошли обучение (под руководством автора публикации по 500-часовой программе трехгодичный цикл) педагоги дополнительного образования, защитили и получили дипломы (61 человек) по специальности педагог дополнительного образования (Институт имеет лицензию МО РФ на выдачу подобных документов).

Это становится основанием для повышения квалификации педагогов коллектива Центра, которые по инициативе кафедры педагогических технологий Иркутского ИПКРО начали обучение по 500-часовой программе.

Самопознание и самосовершенствование — один из фундаментальных смыслов человеческой жизни. Этот процесс возможен только тогда, когда сознание выступает как творческий феномен. Формирование духовной культуры цель работы Центра. Эстетическая культура — фундамент духовности. Формирование духовной культуры — задача трудная, прежде всего, потому что сегодня несказанно увеличился разрыв между рациональным и эмоциональным. Целенаправленная работа предполагает в Центре реализацию комплекса программ, которые, будучи выполненными, сработают как система, задача которой — сущность человека порядочного, разумного и формирование его целостности: эмоций — добра — интеллекта. Кроме того, эстетизация личности есть основа, на которой личность самосовершенствуется и самореализуется. Мы очень пристально изучаем законы синергетики, которые позволяют педагогу менять стиль мышления. В.П. Зинченко мир человеческих ценностей (эмоции) и мир культуры (культурные символы и знаки) полагает главнейшими в воспитании, которое предполагается , прежде всего, как саморазвивающаяся система.

Пути: формирование эстетической ПОТРЕБНОСТИ, ИНТЕРЕСА, ВКУСА, ВЫБОРА. Реализует задачу множество деятелей, важнейшим из которых является Педагог.

Важнейшими качествами ПЕДАГОГА являются: эстетическая культура, корректный стиль, культура речи, уровень профессиональных и общекультурных знаний, индивидуальный подход к детям в процессе воспитания; способность эффективного вовлечения детей в трудовую деятельность и как итог — формирование САМОСОЗНАНИЯ детей в процессе постижения жизни.


nationalvanguard


 

   
вверх  Библиография г. Ивано-Франковск, Группа исследования основ изначальной традиции "Мезогея", Украина


Найти: на:
Підтримка сайту: Олег Гуцуляк goutsoullac@rambler.ru / Оновлення 

  найліпше оглядати у Internet
Explorer 6.0 на екрані 800x600   |   кодування: Win-1251 (Windows Cyrillic)  


Copyright © 2006. При распространении и воспроизведении материалов обязательна ссылка на электронное периодическое издание «Институт стратегических исследований нарративных систем»