НАЧАЛО  



  ПУБЛИКАЦИИ  



  БИБЛИОТЕКА  



  КОНТАКТЫ  



  E-MAIL  



  ГОСТЕВАЯ  



  ЧАТ  



  ФОРУМ / FORUM  



  СООБЩЕСТВО  







Наши счётчики

Яндекс цитування

 

      
Институт стратегического анализа нарративных систем
(ИСАНС)
L'institut de l'analyse strategique des systemes narratifs
(IASSN)
Інститут стратегічного аналізу наративних систем
(ІСАНС)



статья

Магистральная эволюция романов Лоренса Стерна: от барокко к рококо

Н.В. Дешковец

Барокко и классицизм в истории мировой культуры: Материалы Международной научной конференции. Серия «Symposium». Выпуск 17. СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2001.

Творчество Лоренса Стерна — явление исключительное в английской литературе XVIII века: пожалуй, ни один из романистов этого периода не вызывал таких ожесточенных нападок и восторженных отзывов одновременно. Сейчас романы Л. Стерна, и в особенности «Тристрам Шенди», признаны произведениями этапными, переходными, стоящими на магистральных путях развития жанра и литературы. Они являются закономерным результатом развития романа XVII и XVIII веков, кульминацией, предельным выявлением их центральной закономерности, осознание и подчинение которой Стерном и определили ничем не скованную свободу его творчества, уникальность его произведений. В его романах подводятся итоги истории жанра этого периода — выявляется и осмысливается ее родовой и жанровый сюжеты. Загадка творчества Стерна проистекает, как нам кажется, в том числе из непонимания многообразия проявлений смеховой культуры Средневековья, которая через формализацию образов и «интимизацию» смысла трансформировалась (пройдя прециозный и авантюрно-бытовой романы) в «романтический гротеск» (термин М.М. Бахтина). В эпохах переходных — Барокко и Рококо — эпохах переосмысления предыдущих мировоззрений (Возрождения и Просвещения), карнавально гротескная форма служила для освящения вольности вымысла, позволяла сочетать разнородное и сближать далекое, помогала освобождению от господствующей точки зрения на мир, от всякой условности, от ходячих истин, от всего обычного, привычного, общепринятого, позволяла взглянуть на мир по-новому, почувствовать относительность всего существующего и возможность совершенно иного миропорядка. «Жизнь и мнения Тристрама Шенди, джентльмена» и «Сентиментальное путешествие по Франции и Италии» Лоренса Стерна, густо насыщенные ироничным, комичным, гротескным и пародийным материалом (причем, речь идет не только о конкретном материале, но и о пародировании жанровом) — одни из самых великих рецепций предыдущих текстов жанра не только романа в целом, но воспитательного, авантюрного и философского романов в частности. Явление же это не только литературное: многочисленные факты доказывают, что перед нами карнавализация всего образа мышления, дерзкая, сыгранная в огромных масштабах, но при этом «романтический гротеск» отличает утонченная камерность.

Работая на материале литературы XVII века, в частности, используя, перерабатывая и пародируя опыт испанского плутовского романа, французского прециозного романа и бытоописательного романа «низового» Барокко, Стерн использует: а) линеарный сюжет, но в то же время «скачкообразность» повествования, подчеркивание нескольких планов повествования (влияние А. Фюретьера), «приключения сознания» героя; б) безудержный вымысел, описание невероятных приключений, возвышенные до неправдоподобия поступки и чувства (в ироничном модусе), образы бытовой эротики; в) прием параллельного монтажа эпизодов (влияние Ш. Сореля); отступления, персонификацию читателя, подчеркивание «созданности» произведения (до этого авторы романов старались замаскировать «литературность» произведений); в) прием пародийности (пародия на прециозные романы за счет нарочито возвышенного языка), полемичность повествования. Литература Барокко дает о себе знать и как искусство диссонанса — своеобразное выражение принципа «discordia concors» — антитеза рационализма и иррационализма, трагического и комического, что, наряду с огромным вниманием к деталям (орнаментализм), поистине является кредо автора «Тристрама Шенди».

В последнее время, как пишет Н.Т. Пахсарьян, неуклонно идет реабилитация литературного рококо, сложного по своему определению, как в русском, так и в зарубежном литературоведении, а вместе с ним и авторов того периода. Переходный характер культуры рококо рождается в «период кризиса европейского сознания» (Пахсарьян Н.Т. Проблемы поэтики французского романа рококо // Проблемы становления и развития зарубежного романа от Возрождения до Просвещения. Днепропетровск, 1986. С.98), подготовленного изменениями и разочарованиями в общественной мысли, и, следовательно, характеризуется уходом в сферу частных интересов индивидуума. Кроме этого, художественную систему Рококо и, вместе с ней, поэтику Стерна характеризуют: а) «метонимия» (сведение полноты жизни к интимности — «мнения» (лирическая форма) превалируют над «жизнью» (эпическая форма); б) игра реальности и вымысла ведет к рефлексии автора о способе повествования и персонификации специфичного образа читателя, конгениального автору; в) естественность композиции — по словам Уоткинза, «Стерн — первый реальный импрессионист среди английских романистов» (Цит. по: Tristram Shandy. The Games of Pleasure L., 1973. P. 95.) (предвосхищение «потока сознания»); г) мимолетность в темах — обыкновенные герои и ситуации, частные интересы, проблема личности и общества решается в пользу первого и, может быть, даже задана изначально (в противовес Классицизму); д) гедонистическое отношение к жизни; е) игровое начало, которое проступает в «сеансе связи» между рассказчиком, автором и читателем (диалогичность), в манере повествования, «технике иронического намека» (Пахсарьян Н.Т. Указ. соч. С.99.), незавершенности произведений (на композиционном уровне выражение игры со Смертью, а также в тонкой эротической игривости тематики, соотношении «лица» и «маски» персонажа рококо, которые не антиномично противопоставлены, а рождают двойственность и реализуются друг через друга; игра также является неотъемлемой частью комичного, которое замешено на пародии, одном из дериватов маски.

Как справедливо отмечает R. Lanham в книге «The Games of Pleasure», Л. Стерн воспринимает литературный жанр как игру, поэтому о методе романов этого автора говорить очень сложно. Справедлива мысль, что Стерна можно причислять к рококо и сентиментализму одновременно: что создатель сентиментально-юмористического романа относится к тем явлениям, которые вбирают в себя тенденции двух или более литературных направлений, обладающие некоей «смешанной» поэтикой, так называемым «универсальным методом» (Н.Т. Пахсарьян). Соединение чувствительности и иронии, каноничности и пародии, меланхолии и игры, слезливости и скептико-юмористической тональности являются выражением достигнутого Стерном своеобразного равновесия между поэтикой романа Барокко, рококо и сентиментализма.


nationalvanguard



 

   
вверх  Библиография г. Ивано-Франковск, Группа исследования основ изначальной традиции "Мезогея", Украина


Найти: на:
Підтримка сайту: Олег Гуцуляк goutsoullac@rambler.ru / Оновлення 

  найліпше оглядати у Internet
Explorer 6.0 на екрані 800x600   |   кодування: Win-1251 (Windows Cyrillic)  


Copyright © 2006. При распространении и воспроизведении материалов обязательна ссылка на электронное периодическое издание «Институт стратегических исследований нарративных систем»