НАЧАЛО  



  ПУБЛИКАЦИИ  



  БИБЛИОТЕКА  



  КОНТАКТЫ  



  E-MAIL  



  ГОСТЕВАЯ  



  ЧАТ  



  ФОРУМ / FORUM  



  СООБЩЕСТВО  







Наши счётчики

Яндекс цитування

 

      
Институт стратегического анализа нарративных систем
(ИСАНС)
L'institut de l'analyse strategique des systemes narratifs
(IASSN)
Інститут стратегічного аналізу наративних систем
(ІСАНС)



тексти

 

Самир МАМЕДОВ
Диссертант Национального Музея Истории
Национальной Академии Наук Азербайджана

Государство Хорезмшахов-Ануштегинидов как военный союзник Ширванско-Аезрбайджанского государства в в её военной стратегии в XII в.

Важное значение при формировании внешней политики и определяемой ею военной стратегии играли дружественные Ширвану страны, с которыми ширваншахи стремились наладить не только отношения мира и добрососедства, но и прежде всего военные связи, установить отношения военных союзников, на войско которых можно было бы положиться в пору военного лихолетья. С некоторыми такими государствами заключались лишь временные военные союзы, рассчитанные на какую-то конкретную военную операцию или военное сотрудничество в войне против общего врага, с другими отношения носили долговременный стратегический характер. Так, на Южном Кавказе в разное время военными союзниками Ширваншахов были Дербентский эмират до присоединения его к Ширвану, государство Шеддадидов, Грузинское царство и Раввадиды в Южном Азербайджане. Например, с дербендскими эмирами ширваншахи часто заключали временные военные союзы для совместного участия в в войне или в конкретной военной операции. Когда в 333 г.х. (944 г.) в Ширван вторглись дейлемиты, ширваншах Йазид заключил военный союз с Дербентом. Объединенные войска Ширвана и Дербента смогли сокрушить мощь дейлемитской пехоты и отбросить их с территории Ширвана. Согласно достигнутой договоренности, Ширван, в свою очередь, заключил военный союз дейлемитами, с войсками которых обязался совершить военный поход против "византийцев (Рум), грузин и другие неверные народы" [2, с. 49]. Для овладения регином Шеки ширваншах Фарибурз в 464 г.х. (1072 г.) заключил военнный союз с правителем Аррана Шеддадидом Фадлом ибн Шавуром. Объединенные войска Ширвана* и Аррана** захватили крепость Малуг, имеющую стратегическое значение [2, с. 63].

Узы стратегического союзника стали связывать Ширван с Тюркско- Сельджукским государством в XII в., особенно когда вассальная зависимость от них, в связи с ослаблением Сельджукской империи, а в последующем и государства атабеков Азербайджана, стала носить лишь номинальный характер.

В военно-морском направлении своей военной стратегии Ширван стремился не только защитить свои берега от вражеского вторжения, а торговые и рыболовные коммуникации от пиратских нападений, но и наладить военно-союзнические отношения со странами Каспийского бассейна и такие союзнические отношения существовали. Когда в 909/910 году русы, высадившись на южные берега Каспия, совершили разбойничий набег на Арджил, Чашм-руда в Дейлемане и другие населенные пункты, ширваншах Али ибн Хайсам был об этом своевременно уведомлен и смог должным образом подготовиться. Он "устроил в море засаду" и в результате этой морской операции русы были уничтожены [5, с. 317-319]. Хагани Ширвани (1121/2-1199) - придворный поэт ширваншахов в своих стихах упоминает о том, что Ширван поддерживал и военные связи с Мазандараном, одним из прикаспийских государств того времени. В других своих стихах Хагани, кроме того, подчеркивал, что Ширван оказывал и военную помощь одному из прикаспийских государств, что свидетельствует о военной мощи Ширвана в этот период и его авторитете среди прикаспийских стран. Все это показывает, что Ширван прилагал большие усилия к налаживанию и укреплению военных связей, придавал важное значение военным союзам как залогу успеха против сильного противника.

Одним из государств, с которыми Ширван связывали стратегические отношения в рассматриваемый период было государство Хорезмшахов-Ануштегинидов. Хорезм являвшийся первоначально вассальным владением Сельджукской империи, к середине XII в. в результате упорной борьбы добился фактической независимости и самостоятельностии, а к концу того же века государство Хорезмшахов-Ануштегинидов превращается в могущественную империю во всей Средней Азии и Северном Иране, её территория включала также Маверранахр, Хорасан, Мазандаран, Керман, Сиджистан, Газну и другие страны и области [9, с. 9-10]. Главное, что объединяло государство Ширваншахов и Хорезмшахов после середины XII в. как военных союзников - это совместные цели борьбы против общего врага - Сельджукидов. Как Хорезмшахи, так и Ширваншахи были в этой борьбе упорны и настойчивы, всеми силами добиваясь полной самостоятельности и независимости. При этом Хорезмшахи опирались и на Ширван, рассматривая его в качестве своего военного союзника. В разгар борьбы хорезмшаха Ала ад-Дина Атсыза с султаном Санджаром, последний отправил ему угрожающее письмо, в ответ на которое Атсыз дал ставший знаменитым ответ:

Если конь владыки быстр, как ветер,
То мой гнедой тоже не хромает.
Ты придешь сюда, а я пойду туда!
Ведь вселенная не тесна для её владыки! [9, с. 24].

Исследователь творчества Хагани Г.Кендли полагает, что в этих строках хорезмшах имел в виду земли Булгара и Ширвана, где он надеялся найти убежище и обосноваться [11, с. 61]. Интересны зигзаги истории - пройдет немного времени и действительно в Азербайджане и Ширване в том числе, найдет убежище от монголов и попытается восстановить Хорезмийскую монархию на новой земле праправнук Атсыза - последний хорезмшах Джалал Ад-Дин Манкбурны (1220-VIII 1231).

Хорезмшах Ала ад-Дин Текиш (1193-1200) был дальновидным правителем и прекрасным стратегом, умеющим строить военные отношения со своими соседями, дальними и ближними, особенно с теми, которых он рассматривал как своих союзников. К числу таких относились государство атабеков Азербайджана с которыми существовали тесные, в том числе и военные связи, установившиеся после нескольких боевых действий между сторонами. Когда атабеком Азербайджана стал Мухаммад Джахан-Пехлеван (1175-1186), союзнические отношения между ним и хорезмшахом Текишем продолжились и поддерживались в течение всей жизни атабека. Акад. З.М.Буниятов приводит краткое содержание нескольких писем хорезмшаха Текиша атабеку Мухаммаду Джахан-Пехлевану, из которых явствует, что между двумя государствами, наряду с другими, существовали и определенные военные связи. Так, в одном из своих писем хорезмшах Текиш благодарит атабека за послание, доставленное эмиром Салах ад-Дином и отмечает, что Салах ад-Дин своими глазами видел прибытие огромного войска кыпчаков к границам Дженда на службу к хорезмшаху, после чего они вместе с воинами из Барджинлиг-кенда, Шахр(и)кенда, Рабатата и других местностей займутся "истреблением неверия и безбожия в соседних с Хорезмом областях" [9, с. 56-57]. Дело в том, что военную силу кыпчаков в этот период использовали некоторые государства при ведении войн, причем это наблюдалось в самых разных регионах. Так, например, грузинский царь Давид IV Строитель (1089-1125) с целью привлечения кыпчаков в своё войско, женился на кыпчакской княжне Гурандухт, дочери Атрака, сына Шарагана, могущественного кыпчакского князя, а затем в течение 1118-1120 гг. переселил 40000 кыпчаков вместе с семьями в Грузию, включив их в своё войско [6, с. 128]. Этот шаг позволил Давиду IV создать одну из самых боеспособных армий на всем Южном Кавказе.

Так поступил и хорезмшах Текиш. Когда в 1181 г. множество кыпчаков во главе с вождем тюркских племен Уран Алп-Карой прибыли к границам Дженда и выразили желание служить хорезмшаху, тот, включив их в состав своих войск, тут же направил против кара-хитаев, о чем он сообщил атабеку Мухаммаду Джахан-Пехлевану в одном из своих писем. В другом письме он добавляет, что посланные против кара-хитаев войска достигли Тараза и что среди военачальников - Кыран, с которым Джахан-Пехлеван состоит в родственных отношениях [9, с. 52]. Следует отметить, что в войсках Илденизидов, которые, как известно и сами были родом из кыпчаков, сражалось много кыпчакских воинов [11, с. 58]. Желая укрепить союз с кыпчаками, хорезмшах Текиш женился на дочери кыпчакского хана Джанкиши Туркан-хатун, из рода Баят, которая привела с собой ряд тюркских племен и со временем стала их могущественной покровительницей [9, с. 68].

Государство Ширваншахов поддерживало тесные связи с государством Хорезмшахов и, несмотря на то, что оба государства друг от друга отделяло море, между ними существовали торговые, политические, культурные, и, в том числе, литературные, а также военные связи, о чем свидетельствует активная переписка между придворным поэтом ширваншахов Хагани Ширвани и Рашид ад-Дином Ватватом, придворным поэтом и мунши хорезмшаха Атсыза (1127/28-1156). Хагани посвящал стихи и направлял их хорезмшахам Атсызу и Текишу, которые также сохранились в архиве секретаря хорезмшаха Текиша Баха ад-Дина Мухаммеда ал-Багдади. В том же архиве имеются несколько писем, написанных от имени хорезмшаха Текиша ширваншаху Ахситану I ибн Минучихру III (1160-1196/7) [11, с. 48-86]. Так, в своём письме ширваншаху Ахситану I, датированном 20 раби II 587 г.х. (23 августа 1182 г.) хоремшах, выражая свои искренние стремления к укреплению дружеских взаимоотношений, надеется также на скорую встречу с ширваншахом. Хорезмшах также пишет, что он получил удовольствие от бесед с его послом эмиром Фарид ад-Дином и передаёт с послом сообщение о том, что он с 10-тысячным войском выступает в Хорасан для освобождения тамошнего народа от притеснений. Кроме того, как явствует из этого письма, хорезмшах вместе с послом ширваншаха отправляет к его двору своего посла Джамал ад-Дина, с которым он передает свои наилучшие пожелания и который сообщит обо всем, что происходит в Хорезме. Хорезмшах также сообщает ширваншаху, что владетель Сыгнака со всеми своими войсками перешел к нему на службу и ему поручено уничтожение всех "неверных" на границах его государства [9, с. 57]. Как видно из содержания этого письма, хорезмшах ставит в известность ширваншаха Ахситана I о своих военных приготовлениях и военных планах, что свидетельствует о том, что Ширван находится в орбите военно-стратегических интересов государства Хорезмшахов.

"Кыпчакский вопрос" имел большое значение и в русле отношений между Ширваном и государством Хорезмшахов. Как отмечалось выше, Хорезмшахи использовали военную силу кыпчаков в борьбе со своими противниками. В своём письме ширваншаху хорезмшах Текиш, отмечая роль кыпчаков в его победе над врагами, даёт понять, что он имеет возможность и может оказать своё влияние на отряды кыпчаков, которые так или иначе угрожают безопасности Ширвана как со стороны Дербента, т.е. с северного направления, так и со стороны Абхаза, т.е. со стороны грузинского царя, в составе которых также находились кыпчакские отряды. Возможно, что хорезмшах Текиш намекал также на необходимость использования Ширваном военной силы кыпчаков, как это сделал он сам. Действительно, следуя примерам грузинского царя и хорезмшаха, ширваншахи и сами имели все возможности для использования наемных отрядов кыпчаков в войнах, однако этого не произошло. В исследуемое время в большинство мусульманских владык того времени содержали на военной службе тюркские отряды и ширваншахи не были исключением, о чем свидетельствует и сообщение Мас`уда ибн Намдара [8, с. 7, 38]. По всей видимости, ширваншахи справедливо опасались, что многочисленная кыпчакская конница, в любой момент может повернуть оружие против власти, её и пригласившей. Кроме того, как представляется, большое значение в этом вопросе имела и избранная военная стратегия, вытекающая их внешней политики государства. Поскольку грузинский царь Давид IV вел захватническую внешнюю политику, то соответственно, он избрал наступательную военную стратегию, направленную на уничтожение войск и захват территорий соседних стран, их закабаление и последующее присоединение этих территорий к Грузинскому царству. Поэтому его войско, было разделено, по свидетельству источника, на три части, в котором одна часть должна была "стоять внутри", т.е. должна была удерживать и защищать крепости и укрепленные города, другая - сопровождать царя, "дабы рядом быть", а третья часть, самая многочисленная, была призвана "неустанно, зиму и лето ходить войной", т.е. имеется в виду постоянное войско, которое должно было все время вести захватнические войны, в качестве этой части войска на службу и были приглашены кыпчаки, которые должны были неизменно воевать в интересах Грузинского царства. Такое войско нельзя было оставлять без постоянных походов, ибо оно, оставшись не у дел, всегда могло повернуть оружие против самого царя с целью захвата власти. Источник времени сообщает о постоянных заговорах кыпчаков против грузинского царя: "Сколько раз замышляли измену его же кыпчаки: подсылали к нему храбрых людей: одних - с мечами, других - с копьями, третьих - со стрелами. Было же это не раз, и не два, и не три, а много раз" [1, с. 202]. Государство Ширваншахов в Азербайджане придерживалось ярко выраженной оборонительной стратегии, поэтому содержать столь многочисленное войско не было никакой необходимости, к тому же нахождение такого контингента иноземных войск внутри государства было крайне опасно. Вместе с тем кыпчаки являлись большой проблемой для Ширвана, особенно в период правления Давида IV, а также и в последующие годы XII в., о чем свидетельствует анализ писем хорезмшаха Текиша ширваншаху Ахситану I и атабеку Азербайджана. В своём письме к ширваншаху хорезмшах Текиш также выражает надежду на скорую встречу с ним. Нам неизвестно состоялась ли такая встреча, но сам факт упоминания его в письме свидетельствует о том, что такие встречи не были большой редкостью. Об одном таком контакте "на высшем уровне" между хорезмшахом Текишем и ширваншахом с участием владетеля Мазандарана упоминает и В.В.Бартольд [7, с. 695].

Между государствами Ширваншахов и Хорезмшахов существовали общности и в вопросах военной стратегии, основанной на военной доктрине ислама. Как отмечает акад. З.М.Буниятов, хорезмшах Текиш главной и наиболее почетной своей задачей провозглашал борьбу с "неверными" и обращение их в ислам, что явствует из его писем, адресованных правителю Гура [10, с. 52]. Именно в такой форме ставится военно-стратегическая задача Ширваншахов на страницах основного источника по истории Ширвана этого периода "Истории Ширвана и Ал-Баба" (XI в.), причем буквально с самого образования государства Ширваншахов в 861 г. Уже первый правитель Ширвана Хайсам б. Халид и первый мусульманский правитель из династии Мазъядидов, "стал известен как Ширваншах" и "сражался с неверными в стране Сарир…Ему наследовал его сын Мухаммад б. Хайсам б. Халид, который продолжал заветы своего отца, творя правосудие и ведя войну против неверных (газв ва джихад)…После его смерти ему наследовал его сын Хайсам б. Мухаммад б. Хайсам, который предпринял множество походов на неверных…Как эмир он был милосерден, справедлив и рьян в борьбе (с неверными)…" и т.д. [2, с. 47]. Последующие ширваншахи в силу своих военных, политических и социально-экономических возможностей также продолжали выполнять положения военной стратегии, предусматривающих ведение войн против неверных, если только они представляли угрозу для безопасности государства Ширваншахов и совершали набеги на Ширван. Сущность военной доктрины ислама, лежащей в основе как внешней политики, стратегии государства, так и военной стратегии Ширваншахов и Хорезмшахов являлось исламское положение о разделении государств мира на дар ал-ислам ("область ислама") и на дар ал-харб ("область войны") [4]. Под понятием дар ал-ислам считалось мусульманское государство, в котором ислам был господствующей религией. Местное население из числа "ахл ал-Китаб", (т.е. люди Писания - христиане, иудеи, зороастрийцы) платило подушную подать джизью и в сравнении с мусульманами вовсе не было бесправным. Дар ал-харб - это все страны, населенные немусульманами или же хотя и в них проживали мусульмане, но они находились под властью немусульманского правителя. Такое разделение не означало, что все страны, относящиеся к дар ал-харб ("область войны") находятся на положении войны с дар ал-ислам, в состоянии постоянного военного противостояния с мусульманскими странами. Согласно принципам ислама, отношения с другими, и, в том числе, немусульманскими странами должны были строиться на основе мира и добрососедства, невзирая на господствующие в этих странах религиозные системы. Война с немусульманскими странами должна была вестись исключительно в случаях их военной агрессии и враждебных действий в отношении мусульманских стран [4, с. 123-128]. Важнейшей идеологической составной военной стратегии, основанной на указанной военной доктрине ислама являлось также положение о том, что война должна была вестись не ради чьих-то интересов, а только лишь ради религии Аллаха и что война эта является священной.

Крестовые походы, развязанные западными странами, победа сельджуков в 1071 г. в стратегическом сражении под Манцикертом имели далеко идущие геополитические и геостратегические последствия и для судеб народов Южного Кавказа [10]. Войны, которые велись мусульманскими государствами на Южном Кавказе против христианских рассматривались современниками как "священные войны против неверных". Источники этого периода свидетельствуют, что мусульманские государства своей первейшей задачей считали борьбу против "неверных" и именно под этим знаменем велись в то время многие войны. Завоевание той или иной страны, захват власти в том или ином государстве должен был сопровождаться подтверждением эмира всех верующих - багдадским халифом. Даже Сельджукиды для подтверждения законности своей власти в созданном государстве и признания Сельджукидов в качестве верховного светского сюзерена получили благословление от багдадского халифа после того как завоевали Багдад в 1055 году. Акад. З.М.Буниятов пишет, что дальнейшие войны Сельджукидов продолжались как "войны за веру" и защиту её "чистоты" и при преемниках Тогрул-бека - Алп Арслане и Малик-шахе [3, с. 7].

В свою очередь, христианское Грузинское царство, как и другие христианские страны и, в том числе Византия, также рссматривали войны против мусульман как "священные" против "неверных", что находило поддержку среди других христианских государств. Так, в составе грузинского войск, сразившихся против сельджуков в Дидгорской битве 1121 г., участвовали также 100 рыцарей крестоносцев [12, с. 81-82]. А Давид IV со своим войском участвовал в сражении за взятие Иерусалима, кроме того, неоднократно посылал различные контингенты войск в помощь крестоносцам. Как видно из исследований грузинских историков, существовали тесные связи между крестоносцами и Грузинским царством, причем царь Давид IV пользовался среди них большой популярностью [12, с. 63; 13, с. 36-38]. Таким образом, в средние века регионы Южного Кавказа в геостратегическом плане рассматривались современниками как южнокавказский театр военных действий общей войны крестоносцев против мусульманских стран, что дает и нам основание рассматривать такие войны как часть крестовых войн на южнокавказском фронте.

Таким образом, изложенное выше показывает, что между государством Ширваншахов и государством Хорезмшахов существовали тесные политические, культурные, торговые и военные отношения, причем как показывают сохранившиеся документы эпохи, Ширваншахи и Хорезмшахи рассматривали друг друга как потенциальных военных союзников, имеющих общие стратегические цели и задачи. Общность религии ислама, и основанной на исламском вероучении военная доктрина создавала общую, единую базу для формирования военной стратегии в условиях военного и религиозного противостояния того времени, вызванное крестовыми походами, а также военной опасностью со стороны языческих племен и народов. В немалой степени созданию военного союза между двумя государствами способствовали и дружеские отношения, установленные правителями двух государств.

* Иисторическая область и государство в западном побережье Каспийского моря, простиралась от Дербента на севере до дельты реки Кура на юге, часть территории Азербайджана.
**территория Северного Азербайджана или Кавказской Албании.

Использованная литература и источники:

1. Картлис Цховреба. История Грузии. Под ред. Р.Метревели. Тбилиси: изд-во Артануд-
жи, 2008, 454 с.
2. Минорский Ф.В. История Ширвана и Дербенда X-XI веков. М.: 1963, 265 с. без араб. текста.
3. Садр ад-Дин Али ал-Хусайни. Ахбар ад-даулат ас-сельджукиййа. Пер. З.М.Буниятова, М.: Изд-во вост.лит-ры, 1980, 342 с.
4.A?met Y?zel. ?slam Hukukunda ?lke kavram?: Dar?lislam, Dar?lharb. ?stanbul. ?lkin yay?nlar?, 1991, 426 c.
5. Алиев С.М. О датировке набега русов, упомянутых Ибн Исфандияром и Амоли. // Восточные источники по истории народов Юго-Восточной и Центральной Европы. Т. II. Под редакцией А.С.Тверитиновой. М.: Наука, 1969, с. 316-321.
6.Ашурбейли С. Государство Ширваншахов (VI-XVI в.в.), Баку: Элм, 1983, 303 с.
7. Бартольд В.В. Место прикаспийских областей в истории мусульманского мира. Сочинения. Т. II, ч. 1. М.: изд-во вост. лит., 1963, с. 653-772.
8. Бейлис В.М. Из наблюдений над текстом Мас`уда ибн Намдара. Стихи и афоризмы Мас`уда ибн Намдара. "Письменные памятники Востока. Историко-филологические исследования". Ежегодник. 1970. М.: Наука, 1974, с. 5-44.
9. Буниятов З.М. Государство Хорезмшахов - Ануштегинидов. Соч. в 3-х т. т. 3, с. 9-257. Баку: Элм, 1999, 373 с.
10. Гусейнов Р.А. Последствия сражения при Манцикерте (1071 г.) для Закавказья. // Византийский временник, т. XXIX, М.: Наука, 1969, с. 148-152.
11. K?ndli G. Хаgani ?irvani v? Xar?zim?ahlar d?vl?ti. // Az?rbaycan-?zb?k ?d?bi ?laq?l?rind?n s?hif?l?r. Bak?: Еlm, 1985, S. 48-88.
12. Месхиа Ш.А. Дидгорская битва. Тбилиси: Мецниереба, 1974, 123 с.
13. Метревели Р.В. Некоторые вопросы внешней политики Грузии в средние века (XII век). Тбилиси: изд-во Тбилисского универ-та, 1995, 97 с.


Самир Мамедов
Диссертант Национального Музея Истории
Национальной Академии Наук Азербайджана

Государство Хорезмшахов-Ануштегинидов как военный союзник Ширванско -Аезрбайджанского государства в в её военной стратегии в XII в.
Между Ширванским государством и государством Хорезмшахов существовали тесные политические, культурные, торговые и военные отношения, причем как показывают сохранившиеся документы эпохи, Ширваншахи и Хорезмшахи рассматривали друг друга как потенциальных военных союзников, имеющих общие стратегические цели и задачи. Общность религии ислама, и основанной на исламском вероучении военная доктрина создавала общую, единую базу для формирования военной стратегии в условиях военного и религиозного противостояния того времени, вызванное крестовыми походами, а также военной опасностью со стороны языческих племен и народов. В немалой степени созданию военного союза между двумя государствами способствовали и дружеские отношения, установленные правителями двух государств.

Samir Mamedov,
author of dissertation.
The National Museum of History of Azerbaijan.

The state Horezmshachs-Anushteginids as the military ally of the Shirvan state in its military strategy in XII century

Between the Shirvan and Horezmshachs states there were close political, cultural, trading and military relations and as show the remained documents of the given historical period, Shirvanshaсhs and Horezmshachs considered each other as the potential military allies having the general strategic targets and problems. The general religion - Islam, and based on Islamic dogma the military doctrine created the uniform base for formation of military strategy in the conditions of military and religious opposition of that time, caused by crusades, and also military danger from outside pagan tribes and the people. To a great extent military alliance creation between two states was promoted also by the friendly relations established by governors of two states.

 

nationalvanguard



 

   
вверх  Библиография г. Ивано-Франковск, Группа исследования основ изначальной традиции "Мезогея", Украина


Найти: на:
Підтримка сайту: Олег Гуцуляк goutsoullac@rambler.ru / Оновлення 

  найліпше оглядати у Internet
Explorer 6.0 на екрані 800x600   |   кодування: Win-1251 (Windows Cyrillic)  


Copyright © 2006. При распространении и воспроизведении материалов обязательна ссылка на электронное периодическое издание «Институт стратегических исследований нарративных систем»