НАЧАЛО  



  ПУБЛИКАЦИИ  



  БИБЛИОТЕКА  



  КОНТАКТЫ  



  E-MAIL  



  ГОСТЕВАЯ  



  ЧАТ  



  ФОРУМ / FORUM  



  СООБЩЕСТВО  







Наши счётчики

Яндекс цитування

 

      
Институт стратегического анализа нарративных систем
(ИСАНС)
L'institut de l'analyse strategique des systemes narratifs
(IASSN)
Інститут стратегічного аналізу наративних систем
(ІСАНС)



Виктория Кириченко

Молодёжные субкультуры Ивано-Франковщины

В любом институте есть так называемое "студенческое радио". Так называемое ОДС (одна девушка сказала). И если представительница прекрасного пола говорит, что никому не скажет, не верь. Потому что она скажет. Всего лишь лучшей подруге, но скажет. А значит, об этом будут знать все. Вот и сегодня, придя в университет, я узнала, что готы испугали в темном дворе престарелую преподавательницу, на набережной гопники отобрали мобильник у подруги, а панкам очень не понравились студенты из медакадемии. Ну, кто такие панки, с горем пополам представить можно, гопники - тоже понятно, а с готами получается неразбериха. Исследовав вечером наиболее тусовочные места, я пришла к выводу, что в нашем городе живут и сосуществуют достаточно много субкультур.

Как выяснилось, наиболее распространенная из них - рокеры. Которые в свою очередь делятся на металлистов, панков, и готов.


Основной принцип деления на принадлежность к субкультуре - музыка. Субкультура металлистов тесно связана с субкультурой байкеров, в связи с симпатией последних к тяжелой музыке и симпатии первых к мотоциклам как к символу свободы. Внешне опознаются по длинным волосам, кожаной куртке "косухе", напульсникам с шипами, проклепанным ремням и грубой обуви. Какой-то определенной идеологии не имеют, собратьями узнаются по характерному жесту - вскинутому вверх кулаку с разжатым мизинцем и указательным пальцем. Аналогичный жест принят принят в буддийской традиции, а в обиход металлистов введен Ронни Джеймсом Дио, который заявлял, что этот жест он перенял от дальней родственницы. Трактуется и как старинный жест для отпугивания злых духов, и как сатанинский жест (рога), и как символическое изображение буквы "u" - сокращение от "unity", т.е. единство, приветствие "брата", человека своей "стаи". Основное место локации - площадь А. Мицкевича,отдельные дворики.

Готы - субкультура очень близкая к панкам, и тем не менее имеющая ряд отличий.
Первые представители этого движения появились в 1979 году на волне пост-панка. Панковский эпатаж готы направили в русло вампирской эстетики и темному взгляду на мир, т. е. ведущую роль играет философия жизни после смерти. Непременные атрибуты- темная одежда, черные длинные волосы, ошейник, серебряные украшения и высокие шнурованные ботинки. Как и металлисты, имеют свою символику - кельтскую, египетскую и христианскую. Как правило, дизайн распятий более стильный, чем обычно, а самый распространенный египетский символ - "Анкх" - как знак вечной жизни, бессмертия. Очень широко используются оккультные символы - пентаграммы, перевернутые кресты, восьмиконечные звезды. Один из самых ярких знаков - изображение летучей мыши. Музыкальные предпочтения - Within Temptation, Dead Can Dance, Joy Division, Lacrimosa, Nightwish (они не играют в готическом стиле, но некотрое количество готов их признают как готичную группу). Места встреч - кладбища, в частности Мемориальный сквер.

Панки. Одна из наиболее старых субкультур, имеющихся в наличии в Ивано-Франковске. Движение пришло к нам из США и в Великобритании в середине 1970-х годов. Характерной особенностью является любовь к быстрой и энергичной рок-музыке (панк-року) и свободе, протест против истэблишмента, консерватизма, авторитаризма, национализма и радикального капитализма, а также приверженность идеалам антирасизма и антифашизма. Легендарная американская группа Ramones была первым музыкальным коллективом, игравшим панк-рок. Первой британской панк-группой были Sex Pistols. После возникновения этих и других коллективов панк распространился по всему миру (с 1980-х в СССР). Панк явился своеобразным ответом на кризис хиппи-движения и его уклона в мистицизм, на рок-музыку того времени, которая отошла от энергии и ритма традиционного рок-н-ролла, а также на безработицу. Классические панки любят шокировать своим внешним видом, в частности, прической, но в нашем городе представители это субкультуры ограничиваются удобной городской одеждой и аксессуарами.

>Категория численностью меньше, но значительно интереснее - так называемые "совки" или, говоря по-новому, "обрыганцы", т.е. представители молодежи, имеющие длинные сальные волосы, черные замызганные штаны и застиранную черную футболку. Слушают КИНО, АРИЮ и старые альбомы КиШа. Кумиров и идеи нет. Думают, что они неформалы, хотя поголовно имеют одноформатное мышление. Основная цель - найти денег на пиво, так как ввиду стиля жизни не имеют ни денег, ни работы, ни образования. Можно встретить во двориках старых польских домов, вокзала, и трущоб.

Бритоголовые, или, иначе - скинхеды - группы молодежи с бритыми головами, в одинаковых черных джинсах и камуфляжных куртках без воротников, в высоких армейских ботинках, с нашитым на рукаве флагом рабовладельческой Конфедерации. Самые первые скинхеды появились в Англии в 1968-1969 гг. С сегодняшним образом скинхеда - хулиганствующего молодчика, тупого расиста, фашиста и антисемита - они не имели ничего общего. Скорее наоборот. Скинхеды "первой волны" были субкультурой рабочих районов Британии, которая возникла как молодежная классовая культура протеста и против официальной буржуазной культуры и против контркультуры 60-х гг. Подростки из рабочих районов рассматривали британскую контркультуру как "выпендреж" "маменькиных сынков" из семей "среднего класса" и из богатых семей - развлечение состоятельных бездельников, делающих вид, что они выступают против буржуазного общества. Чтобы подчеркнуть свою классовую принадлежность, скинхеды выработали собственный стиль одежды: "донки" - теплая грубошерстная куртка или полупальто с кожаной кокеткой (одежда докеров), грубые брюки с "вечной стрелкой" ("стапресс"), длинный, до колен, пиджак "зут" и тяжелые прочные высокие ботинки строительных рабочих и докеров (working class shoes - "обувь рабочего класса"), желательно "Dr. Martens'", желательно с носком, армированным сталью. Стильным прическам "маменькиных сынков" скинхеды противопоставили короткий бобрик (обычно с бачками) - бритоголовыми их, собственно, обзывала тогдашняя длинноволосая молодежь. Самое интересное, что скинхеды "первой волны" любили чернокожих. Они слушали "музыку черных" - вест-индскую и ямайскую музыку стилей ска, реггей и рок-стеди (в Англии рок-стеди назывался "блю-бит"). Любимыми певцами скинхедов были чернокожие: Дезмонд Декер (ска) и Лорил Эткин (реггей). Именно скинхеды "открыли" и сделали мировой звездой легендарного певца реггей Боба Марли. В клубах и на концертах скинхеды толклись вперемежку с мулатами и неграми - и никаких конфликтов не было. Выходцы из Вест-Индии жили в тех же кварталах, работали на тех же заводах, учились в тех же школах, говорили на том же "кокни"... Даже сама прическа скинхедов была скопирована с прически чернокожих "руди-бойз" (молодежная субкультура Ямайки). В отчаянных драках скинхедов с роккерами на рубеже 70-х чернокожие вест-индцы участвовали плечом к плечу с англосаксами и ирландцами: дети рабочих против детей буржуазии. Если кого скинхеды и не любили - то "паки" (пакистанцев). И не по расистским соображениям (пакистанцы как раз индоарии). Просто "паки", в отличие от негров, не работали на заводах, а практически поголовно занимались торговлей. Ненависть скинхедов "первой волны" к "паки" была классической ненавистью фабричных рабочих к лавочникам.

Скинхеды "второй волны" появились в Англии в конце 70-х гг. Это был продукт разложения движения панков, с одной стороны, и экономического кризиса - с другой. К середине 80-х расцвела субкультура скинхедов "второй волны". Дети безработных, сами безработные, подростки из "депрессивных регионов" не видели никаких перспектив - они знали, что работы нет и не будет, денег нет и не будет. Единственным развлечением было подраться с другими такими же - но из соседнего района. Говоря иначе, между скинхедами "первой волны" и скинхедами "второй" не было ничего общего, кроме названия и обуви. Даже социальная среда, породившая их, была разной: в первом случае - "рабочая аристократия" и "low middle class", во втором - деклассированная (из-за массовой безработицы) среда "депрессивных регионов". С конца 70-х в Великобритании активизировались неофашисты, которые стали для скинхедов образцом для подражания. В первой половине 80-х наци-скины появились в Скандинавии, Голландии, ФРГ, Австрии, США, Канаде, Австралии. В середине 80-х - во Франции, Бельгии, Дании и Швейцарии. Правда, в США первые скинхеды завелись еще в 70-е. Расистами они не были - были смешанные по расовому составу группы, были группы скинхедов-белых, скинхедов-негров, скинхедов-пуэрториканцев, скинхедов-евреев, скинхедов-латиноамериканцев. Все мирно уживались и долго недоумевали, почему в СМИ о скинах говорят как о фашистах.

Но году к 1984-му и в США появились группы наци-скинов. Американские исследователи единодушно отмечают, что наци-скины в США были порождены американскими же СМИ, настойчиво рекламировавшими "подвиги" британских скинхедов-фашистов. Особенно пагубную роль сыграли TV, молодежные музыкальные журналы, а также газеты "Бостон глоб" и "Вашингтон пост". В Европе форпостом движения наци-скинов стала ФРГ. В ФРГ банды наци-скинов, как правило, уже сознательно формировались неофашистскими организациями - зачастую из групп футбольных фанатов. Хулиганствующие болельщики, дети благополучных бундесбюргеров, во-первых, и сами были проникнуты "глубоко национальными" настроениями, а во-вторых, уже успели увидеть и услышать по TV много "завлекательного" об англо-саксонских скинах. В результате германские наци-скины сразу заявили о себе как о крайне агрессивной и гиперполитизированной силе. Отличительной чертой стало то, что немецкие скинхеды сразу прославились убийствами. На территории бывшего СССР движение скинов появилось в 90-х годах. Самые первые скины были чистым продуктом подросткового обезьянничества, но в начале 94-го благодаря действиям правительсвта они становятся крупным и заметным явлением. Конечно, на расцвет скинхедского движения повлияли не только политические события. Два фактора создали базу для быстрого роста и утверждения скинов в молодежной среде в странах СНГ, в том числе и на Украине: экономический кризис и развал системы образования. Сейчас, спустя десятилетие, движение скинов опять набирает силу.

Сложилось так, что немало студентов в Ивано-Франоквской медицинской академии - темнокожие. И хотя многие факты их избиения замалчиваются общественностью, в молодежной среде ни для кого не секрет, что движение скинов развивается и набирает силу. Во многом этому способствуют такие организации как КУН (Конгресс Украинских Националистов) и УНА-УНСО. КУН ведет свою историю от созданной Е.Коновальцем в 1929 году Организации Украинских Националистов (ОУН), известным лидером которой был Степан Бандера. После разгрома ОУН к началу 50-х годов деятельность организации на Украине в 1960-80-х годах проходила в подполье. Согласно программе КУНа, его главная цель - бороться за построение "Украінської Самостійної Соборної Держави", за укрепление и развитие всех творческих сил украинской нации, объединение усилий националистов для развития и координации украинского националистического движения. В основе украинского национализма лежит идея нации. "Только национальная держава может обеспечить свободное развитие всех духовных и материальных сил народа и обозначить его место среди иных державных народов". Националистическая концепция общественного устройства опирается на триединство нации, родины и людей как идеал гармоничного общественного развития. Ничего плохого в развитии нации в трепетном отношении к своему народу нет, когда она это не основывается на превосходстве ее над другими, а на развитии своей культуры, своего народа во взаимопонимании с другими народами. В истории уже были случаи, когда провозглашение превосходства одной нации над другой привело к печальным последствиям для всех народов, в том числе и для самих националистов, но это отдельная история о проблемах генофонда.

Пласт - еще не субкультура, но уже организация, имеющая большое влияние на молодежь. Это Национальная Скаутская Организация Украины. Основная цель Пласта - патриотическое воспитание молодежи на основах христианской морали. История этой организации ведет свое начало с 1911 года, когда студенты Петр Франко и Иван Чмола основывают первые пластовые кружки. Современный Пласт - это мощная скаутская организация, участниками которой являются около 10 тысяч человек по всей территории Украины. Соответственно, такая крупная организация должна иметь свою, независимую периодику. Но все попытки сделать что-то заканчивались ничем, достаточно вспомнить такие газеты как: "Ну и ну!", "Ласточка" и много других. Так был придуман "Пластилин", причем его название в первых нескольких номерах писалось большими буквами, так как газета распространялась не только среди пластунов, а и среди молодежи, что способствовало популяризации Пласта. Но постепенно издание выходит за границы организации, и название пишется одинаковым шрифтом. В целом, журнал все больше и больше завоевывает популярность среди молодежи, ведь, как обещает нам его обложка - это действительно молодежное издание.

Так было выяснено, что в нашем городе живут и почти мирно сосуществуют несколько субкультур. Конечно, молодежи присуще объединение в группы по интересам, но всегда ли эти интересы настолько безобидны, насколько кажутся?

nationalvanguard


 

   
вверх  Библиография г. Ивано-Франковск, Группа исследования основ изначальной традиции "Мезогея", Украина


Найти: на:
Підтримка сайту: Олег Гуцуляк goutsoullac@rambler.ru / Оновлення 

  найліпше оглядати у Internet
Explorer 6.0 на екрані 800x600   |   кодування: Win-1251 (Windows Cyrillic)  


Copyright © 2006. При распространении и воспроизведении материалов обязательна ссылка на электронное периодическое издание «Институт стратегических исследований нарративных систем»