НАЧАЛО  



  ПУБЛИКАЦИИ  



  БИБЛИОТЕКА  



  КОНТАКТЫ  



  E-MAIL  



  ГОСТЕВАЯ  



  ЧАТ  



  ФОРУМ / FORUM  



  СООБЩЕСТВО  







Наши счётчики

Яндекс цитування

 

      
Институт стратегического анализа нарративных систем
(ИСАНС)
L'institut de l'analyse strategique des systemes narratifs
(IASSN)
Інститут стратегічного аналізу наративних систем
(ІСАНС)



статья

Контуры исторической культурологии

С.Н. Иконникова

Методология гуманитарного знания в перспективе XXI века. К 80-летию профессора Моисея Самойловича Кагана. Материалы международной научной конференции. 18 мая 2001 г. Санкт-Петербург. Серия «Symposium». Выпуск №12. СПб.: Издательство Санкт-Петербургского философского философского общества, 2001. C. 42-51.

[42]

1. Парадоксы развития науки о культуре
Возникновение новой отрасли науки всегда вызывает неоднозначную реакцию в научном сообществе. Можно вспомнить о генетике и кибернетике, социологии и психологии, которые вызывали не только дискуссии среди специалистов, но и запреты, осуждения и гонения. К счастью, эти времена миновали. Но настороженность к новой науке сохраняется. О культурологии высказываются диаметрально противоположные точки зрения, восторженные или скептические оценки.

Тем не менее, «караван идет», культурология осваивает научное и образовательное пространство. Она входит в число обязательных гуманитарных дисциплин в вузах, по культурологическим наукам защищают докторские и кандидатские диссертации, издаются учебники, монографии, проводятся конференции.

Но это лишь «первая волна», которая отхлынув, обнажает подводные рифы и камни. Неясность общих границ предмета и ареала культурологии, соотношения ее структурных разделов и логики построения, механическое соединение различных сфер духовной и материальной жизни общества, неумение исследователей применить системный подход — значительно снижают уровень культурологических исследований. Очень беден и подражателен не лучшим образцам научной литературы язык статей и монографий. Увлечение абстрактными схемами, перегруженность понятиями и терминами, отсутствие анализа реальных явлений и процессов, подрывают интерес к науке. Авторы многих книг и учебных пособий следуют общему шаблону, повторяя друг друга, используя даже одни и те же примеры.

Создается впечатление, что просто заполняется «вакуум», который возник в образовательном пространстве. Возможно, это произошло потому, что включение предмета опередило выпуск литературы и надо было обеспечить учебный процесс. Поэтому многие учебные пособия написаны, что называется «с колес», сборным авторским коллективом, без особого опыта в чтении целостного курса, а чаще всего специалистами иных гуманитарных наук. Кстати надо отметить, что профессиональных культурологов начали готовить лишь в 90-е годы. Вполне естественно, что должно пройти некоторое время, пока новые специалисты приобретут авторитет и уверенность.

Однако, несмотря на все критические замечания, я оцениваю сложившуюся ситуацию вполне оптимистически. Меня радует признание научного статуса культурологии, включение в систему гуманитарного образования, привлечение интеллектуальных сил российской науки к разработке теоретических проблем и перспективных научных направлений. Я уверена, что траектория подъема культурологии будет свидетельством ее расцвета уже в ближайшие годы.

Если вспомнить историю развития социологии, то она была гораздо более драматичной. Были споры о соотношении социологии и социальной философии, о предмете и структуре социологии, о прикладных исследованиях и специальных социологических теориях, понятийном аппарате и надежности рекомендаций.

Можно с уверенностью утверждать, что наука о культуре не менее, а возможно, и более сложна, чем наука об обществе. Культура — это сложная, открытая, диффузная, самоорганизующаяся система. Она охватывает различные стороны взаимодействия человека с другими людьми и с самим собой, с природой и обществом. Коммуникативная сущность культуры побуждает к диалогу, стимулирует творчество и активность, познание и понимание. Как неотъемлемый атрибут человеческого существования, она «везде и всюду». Эта широта культурного ареала затрудняет определение ее предметной области.

Человек как создатель культуры «обручен» с ней тесными узами повседневной жизни, но и «обречен» осваивать ее нормы и ценности, символы и традиции. Творчество и новаторство — необходимые импульсы динамики культуры, но человечество лишь постепенно принимает их как благо и ценность. Эти два лика культуры порождали отношение к ней либо как к высшему достижению разума и таланта, либо как к оковам, ограничивающим свободу.

Кроме того, явления культуры «ускользают» от рационалистического анализа, не всегда поддаются точному описанию и объяснению. В них остается неопределенность, недосказанность, загадочность и таинственность. Культура внутренне противоречива и трудно предсказуема. Все эти особенности феномена культуры затрудняют ее исследование. Гуманитарные науки в той или иной степени обращены к исследованию культуры. Однако каждая из наук обращена к одной сфере культуры и не исчерпывает всего объема, а «узкая глубина» нередко ограничивает целостное понимание культурных процессов. Ученые неоднократно размышляли о путях и судьбах развития культур и цивилизаций; о механизмах исторической преемственности и трансляции культур; о единстве и многообразии культур народов мира. О смысле творчества и духовной энергетике человека, о свободе и ценностях; о периодах возвышения, расцвета культур, но так же о мрачных трагедиях в истории культуры. Все эти и многие другие проблемы всегда волновали человечество.

Культурология выявляет инвариантные структуры культурных феноменов, определяет динамику их изменений. Она рассматривает эти проблемы, по крайней мере, в трех аспектах;

1. Дифференциация феноменов культуры для выявления их социальной и культурной значимости, символической и знаковой ценности.

2. Интеграция изучаемых явлений в контексте культуры, обеспечение системного и целостного анализа.

3. Сравнения и сопоставления феноменов, теоретическое обеспечение компаративистики для понимания культур различных народов и регионов.

Культурология предстает как комплекс наук о культуре. Каждая из них имеет свой ареал и предмет исследования, предпочитаемые категории и термины, методы и источниковедческую базу.

Процесс возникновения специальных культурологических теорий свидетельствует о развитии науки. Сейчас он идет ускоренным темпом, хотя и несколько хаотично. Очевидно, не последнюю роль играют интересы исследователей, накопленный материал, запросы практики.

На мой взгляд, в структуре культурологии можно выделить шесть разделов, имеющих самостоятельность, но взаимосвязанных в единое целое. Каждый раздел имеет свою сферу исследования, взаимодействует с определенным кругом наук, отличается языком описания. Происходит и другой процесс, когда внутри общих разделов выделяются области знания, приобретающие самостоятельный научный статус. Так, из философии культуры выделилась «аксиология культуры», из теории культуры — «семиотика культуры», из культурной антропологии «социокультурная соматология». Называют также «экологию культуры», «этнологию культуры», «региональную культурологию».

По-разному именуют и науку о культуре: культурология, культуроведение, социальная культурология, теория культуры, философия культуры, культурная антропология. При ближайшем рассмотрении, они исследуют культуру как целостное общественное явление, отличаясь между собой различием аспектов: философских, социологических, антропологических, этнических, исторических.

Наиболее удачным названием мне кажется «культурология», позволяющая исследовать морфологию, инфраструктуру или статику культуры как системы, а так же изучать динамику культурных процессов различных исторических эпох и регионов.

Культурология находится в процессе становления, ее контуры пока недостаточно четкие. Но это открывает большие перспективы перед исследователями, ибо она открыта к творческому поиску и инициативам.

Разрозненный мир обретает единство в культуре. Человечество как никогда прежде ощутило потребность во взаимном понимании и общении, интерес к самобытности народов, стремление к бережному сохранению уникальной природной среды и культурного наследия.

2. Становление исторической культурологии
В последние годы в развитии культурологии наметилось еще одно направление. Это историческая культурология. Она получила квалификационный научный статус и специальность по защите диссертаций. В структуре других наук есть соответствующий аналог, не совпадающий по объему с историей отрасли знания. Историческая культурология — новое и перспективное направление научного поиска. Именно поэтому так велик соблазн размышлений относительно структуры этой науки.

Не претендуя на полноту изложения и приглашая к обсуждению, намечу основные контуры исторической культурологии.

Основой исторической культурологии является реальный процесс истории мировой культуры. Она составляет основной корпус и эмпирическую базу исследований. История культуры формирует знание о конкретных явлениях культуры, поисках и открытиях, памятниках и достижениях, ценностях и символах народов мира.

В структуре исторической культурологии можно выделить следующие разделы:

1) история культурологических учений;

2) культурогенез явлений культуры;

3) историческая динамика культурных процессов;

4) хранение и трансляция культурного наследия;

5) историческая типология культур народов мира;

6) историческая персонология;

7) методы и источники исторической культурологии.

3. История культурологических учений
Наука о культуре как целостном общественном явлении имеет весьма длительную историю. Ученые и писатели, философы и религиозные деятели в своих трудах стремились понять сущность культуры и тенденции ее развития, найти главные и второстепенные факторы, которые способствуют духовному росту человека. Изучение этих подходов, поисков, трактатов и концепций занятие не менее увлекательное, чем исследование истории мировой культуры. История культурологической мысли является методологическим и теоретическим основанием исторической культурологии.

В этих теориях не все было достоверно и обоснованно, в них нередко отражались субъективные предпочтения авторов, тревожные предчувствия, восторженные иллюзии. Но такова сама реальность культуры. Она всегда тесно переплетена с субъективным восприятием и отношением к жизни. Теоретические умозаключения нередко становились пророческим предвидением и поражали потомков своей точностью. История культурологии буквально насыщена Великими Именами, а изучение трудов дает мощный интеллектуальный и эмоциональный импульс для историко-культурологических исследований. Совместными усилиями многих исследователей можно было бы воссоздать историю мировой и российской культурологической мысли. Исследования истории культурологии только начинаются и в будущем они значительно расширят горизонт гуманитарных наук и взглядов на культуру.

4. Культурогенез явлений культуры
В общей картине истории культуры особое внимание уделяется культурогенезу, исследованию процесса возникновения и развития культурных явлений, технологий, норм, стилей, произведений и других новационных форм. Культурогенез происходил не только в глубокой древности, но осуществляется постоянно, порождая новые компоненты культурных систем. Важно выяснить, какие именно факторы и импульсы стимулируют творческий потенциал человека, появление новых ценностей и их интеграцию социокультурным сообществом. Необходимо определить, как создаются «первичные очаги» культуры, имеющие не только свой «адрес», но и автора или группу, которые своими талантами содействовали возникновению новых ценностей, стилей, школ. Однако впоследствии распространение этих форм нередко ведет к утрате представлений о первоначальном источнике. Исследования культурогенеза позволяют восстановить справедливость. Культурогенез включает также изучение процесса становления и развития субкультур, описание их ментальности, образа и стиля жизни, системы ценностей и мировосприятия. Культурные образы аристократии и дворянства, крестьянства и купечества, духовенства и интеллигенции, чиновничества и номенклатуры, «новых русских» и «новых бедных» могут стать предметом специального анализа. Выделяются макро- и микро- уровни культурогенеза:

1. Возникновение принципиально новых культурных комплексов, не имеющих аналога в прошлом или в других культурах,

2.Модернизация уже существующих форм, их трансформация и адаптация к новым условиям,

3. Реанимация архаичных форм, придание им нового смысла.

Культурогенез позволяет выявить реальную динамику изменчивости культуры, очертить смысловое поле новаций, их взаимосвязь с традициями и культурным наследием, полифункциональность и полисемантику культуры, историческое изменение значений, смыслов и символов, которыми наделялись в истории явления культуры. Изучение проблем культурегенеза как в масштабе человечества, так и на уровне локальных региональных культур может быть представлено особым направлением исторической культурологии. Автор интересной монографии А. Флиер («Культурогенез», М., 1995) предложил назвать это направление «культурогенетика». Возможно, в будущем возникнут иные определения, но на данном этапе оно дает ориентацию для научных исследований.

Культурогенез дает возможность представить топографию культуры, определить источник и ареал распространения новаций.

5. Динамика культурных процессов и историческая диффузия культуры
Этот раздел исторической культурологии исследует динамику и диалектику культуры. Он включает изучение процесса распространения культурных форм, историческую диффузию культуры.

Потоки миграции населения и включение диаспор в иную социокультурную среду, торговые, научные, военные, политические, художественные, туристические, семейные и иные контакты содействуют переносу ценностей культуры, изменяют образ жизни, нормы поведения и общения. Внутри культурных систем возникают социокультурные общности в виде диаспор, автономий, землячеств, субкультур, живущих согласно своим представлениям о культуре. Они могут быть замкнуты или открыты, их образ жизни может вызывать различные реакции от восхищения и подражания, до презрения и конфликта. Процесс взаимовлияния этих групп неизбежно приводит к изменению культурной среды.

Изучение этих взаимодействий дает возможность представить, по крайней мере, четыре варианта тех последствий, которые связаны с переносом культур в результате контактов. Этот процесс называют аккультурацией.

1. Мощные волны культурных влияний приводят к утрате народом своей самобытной культуры. В результате возникает пренебрежение к ценностям своей культуры.

2. Культурные влияния, хотя и вносят изменения в культуру, но не затрагивают ее основ.

3. В культурной системе возникают силы сопротивления контактам, стремление к изоляционизму. Возрождаются идеи «почвенничества», создания заслона от чужого влияния, воспринимаемого как угроза культурной самобытности народов.

4. Контакт культур приводит к созданию таких новообразований, которых не было ни в одной из взаимодействующих культур, а контакт инициировал их возникновение.

Мировые культурные контакты — закономерность культурно-исторического развития. Они напоминают образ «расширяющейся Вселенной», вовлекающей в свою орбиту народы, культуры, пространства. Для них характерно волнообразное движение, которое делает преимущественным то одно, то другое влияние. Так, для России были характерны волны византийского, татаро-монгольского, немецкого, французского, американского контактов. Каждая из этих волн оставила свои «следы», но при этом Русская культура сохранила свой духовный облик, самобытность и устойчивость.

Диффузия культуры имеет периоды и фазы, центры и периферию. Исследование позволяет выявить стимулы культурного общения и преграды, культуру-донора и культуру реципиента.

История мировых культурных контактов — самостоятельный раздел исторической культурологии. Мировая культурная интеграция набирает новые темпы, расширяет культурный обмен. Этот процесс достаточно противоречив, имеет как позитивные, так и негативные стороны. С.Н. Артановский в книге «На перекрестке идей и цивилизаций» (СПб, 1994), отмечает, что к числу общих тенденций мирового развития, прокладывающих себе дорогу сквозь все превратности судьбы, относится возрастание культурных контактов в процессе истории. Происходит расширение географической сферы международных контактов, увеличение их интенсивности.

К изучению диффузии культуры обращаются историки и культурологи, социологи и этнографы, искусствоведы и психологи. Проблема взаимовлияния культур и исторического единства человечества, сохранения национально-этнического своеобразия приобретает особую актуальность в современном мире.

6. Сохранение и трансляция культурного наследия
Этот раздел исторической культурологии характеризует процесс исторической преемственности. Несмотря на трагические периоды уничтожения культурной памяти, «провалы и впадины», «белые пятна» и горестные утраты, история мировой культуры сохраняется благодаря неуклонно действующему закону исторической преемственности культурного наследия. Каждое поколение всегда начинает свой жизненный путь с освоения культурного прошлого.

Оно включает коллективный и индивидуальный исторический опыт, ценности и достижения, составляющие духовное и материальное богатство общества.

Культурное наследие имеет различные формы фиксации: в памятниках искусства и архитектуры, литературных произведениях и документах, в фильмах, кассетах и дискетах. В каждой культуре есть стабильное ядро, которое передается от поколения к поколению. Отдельные компоненты этой структуры входят в мировую культуру, создавая корпус классического наследия. Вся история развития человеческой культуры есть история не только созидания новых, но и обнаружения старых культурных ценностей писал Д.С. Лихачев. Человек без памяти о прошлом, лишенный исторического опыта своего и других народов, социально опасен.

В реальной истории процесс преемственности неоднократно прерывался, исчезали целые культурные слои и пласты культуры, свергались памятники и стирались тексты. Методы экстремизма в уничтожении культурных ценностей многократно менялись, но становились все более жестокими и изощренными. Цензура официальная и тайная, разоблачения и дезинформация, прямое насилие неизбежно влияли на самосознание народа, приводили к духовному примитивизму и вседозволенности.

Исследование исторической преемственности позволит освоить культурное наследие в максимальном объеме и полноте. Должна быть восстановлена историческая память, не должна быть зачеркнута ни одна крупная идея, ни одно достижение. Как писал М.М. Бахтин, в каждой культуре прошлого заложены огромные смысловые возможности, которые остались нераскрытыми, не осознанными и не использованными на протяжении всей исторической жизни данной культуры.

Историческая культурология исследует воссоздание текстов и смыслов культуры. Нельзя допускать ни односторонней идеализации и восхваления истории, ни намеренного искажения. Разрушение культуры всегда происходит как тщательное «стирание» памяти, а разрыв в преемственности — это «черная дыра», которая втянула в себя и унесла в небытие драгоценные имена и великие события.

Историческая культурология исследует противоречия, надломы, подъемы и спады, кризисы и возрождение культур в процессе преемственности, выявляет механизмы трансляции культурных ценностей, роль социальных институтов образования, просвещения и воспитания в истории культуры.

7. Историческая типология культур народов мира
Многообразие культур в истории человечества выдвигает теоретическую проблему их систематизации и классификации. Эта задача всегда привлекала исследователей, которые обосновывали различные принципы моделирования.

К их числу можно отнести классификации по хозяйственным укладам; по общественно-экономическим формациям; по уникальным цивилизациям; этническим и конфессиональным общностям; историческим периодам, социальным сословиям. Определение территориальных контуров и исторической динамики мировых цивилизаций дает возможность углубленного анализа культурных процессов в различных регионах. Каждая культура предстает в своей уникальности, неповторимости, самодостаточности и исторической значимости. Она включает всю совокупность жизнедеятельности людей, их ценности и достижения. Историческая культурология исследует взаимодействие культур Востока и Запада, Севера и Юга как культурно-исторических комплексов. Равноценность культур выдвигает проблему понимания и диалога для проникновения в смысл и символы каждой культурной эпохи. При такой диалогической встрече двух культур, — писал М.М. Бахтин, — они не сливаются и не смешиваются, каждая сохраняет свое единство и открытую целостность, но они взаимно обогащаются. Другая культура в таком диалоге открывает перед нами новые стороны и смысловые глубины.

8. Историческая антропология и персонология
История культуры это не «лавка древностей», а история жизни людей, их надежд и тревог, радостей и огорчений, верований и убеждений. Вне этого «человеческого фактора» история культуры безжизненна. Иначе она превращается в схему, неизбежно связанную с упрощением и даже фальсификацией, в которой исчезает душа и дух культуры. Именно поэтому столь большое значение в исторической культурологии придается антропологии в ее философском, социальном, историческом, психологическом аспектах.

Рассмотрение человека во всем многообразии его переживаний, чувств, интеллектуального и эмоционального напряжения, является важным методологическим ориентиром и принципом исторической культурологии. Важной категорией является понятие ментальности, ибо оно раскрывает особенности мировосприятия людей разных эпох. Ментальность — это та «подпочва», которая раскрывает и помогает понять тексты культуры, семантику и символику норм, знаков, памятников.

В.А. Шкуратов предложил назвать раздел исторической психологии, увязанный с культурой, «культурологией психики». Антропологический подход является методологическим принципом и основанием исторической культурологии.

9. Методы и источники исторической культурологии
Достоверность и надежность историко-культурологических исследований обеспечивается использованием научных методов. Не имея возможности их полного описания, ограничусь лишь их перечислением. Диахронический метод определяет историческую последовательность изложения фактов и событий. Наряду с ним применяются и другие общенаучные методы: системный, диалектический, структурно функциональный, сравнительно исторический, семиотический, моделирования, биографический, герменевтики и ряд других. Историческая культурология как наука еще только формируется, но ей принадлежит большое будущее. Она объединит исследовательские интересы специалистов разных наук и направлений.

Главная задача — сохранить во всем богатстве историю мировой и отечественной культуры, способствовать бережному отношению к культурному наследию, развитию национально-этнического самосознания, содействовать взаимопониманию между народами.


nationalvanguard


 

   
вверх  Библиография г. Ивано-Франковск, Группа исследования основ изначальной традиции "Мезогея", Украина


Найти: на:
Підтримка сайту: Олег Гуцуляк goutsoullac@rambler.ru / Оновлення 

  найліпше оглядати у Internet
Explorer 6.0 на екрані 800x600   |   кодування: Win-1251 (Windows Cyrillic)  


Copyright © 2006. При распространении и воспроизведении материалов обязательна ссылка на электронное периодическое издание «Институт стратегических исследований нарративных систем»