НАЧАЛО  



  ПУБЛИКАЦИИ  



  БИБЛИОТЕКА  



  КОНТАКТЫ  



  E-MAIL  



  ГОСТЕВАЯ  



  ЧАТ  



  ФОРУМ / FORUM  



  СООБЩЕСТВО  







Наши счётчики

Яндекс цитування

 

      
Институт стратегического анализа нарративных систем
(ИСАНС)
L'institut de l'analyse strategique des systemes narratifs
(IASSN)
Інститут стратегічного аналізу наративних систем
(ІСАНС)



тексти

Анастасия Фатима Ежова

МОНАРХИЯ И РЕВОЛЮЦИЯ

Казалось бы, шиитская модель власти на первый взгляд может представиться "квазимонархической", недаром в английском варианте Двенадцать Имамов (мир им) звучат как 12 Princes (AS). Даниял Тулеков очень глубоко проинтуировал в своих "Уральских Мистериях", что мотив ожидания Имама Махди (АС) сродни мотиву Возвращения Короля. НО!! Здесь встает вопрос о легитимности власти и такого "монархического" принципа ее передачи, учитывая, что лишь Ахль-уль-Бейт (АС), (и никто другой) названы в Коране очищенными всецело. А это означает лишь, что любая иная монархия изначально не может обладать никакой легитимностью и быть объектом лояльности с точки зрения шиизма. Более того, феномен монархии в ее классическом виде в умму ввел именно Муавия, противник Дома Пророка (СААС), и именно омейяды - злейшие враги шиизма и Имамов (АС) - положили начало этому феномену, а уже потом он нашел свое выражение в цепи сменяющих друг друга халифатов - аббасидском, наконец, османском...

Это означает лишь, что мудрые слова Рахбара Хомейни, что Исламская революция ставила своей целью не просто свержение Пехлеви как конкретной персоны, но и выступление против самого принципа монархизма - не "левацкое бесовство", а политическая позиция, имеющая в шиизме глубокое обоснование. Ибо Единственно Легитимный Король (АС) - сокрыт, все же остальные короли, монаршие особы, царские и королевские династии - такой же суррогат, как всевозможные восточные религии и эзотерические учения, мнящие себя "путем к Богу" и "источниками духовности", в сравнении с истинной Религией Аллаха и Подлинным Ирфаном.

Здесь я намерена только вкратце обозначить ряд тезисов, которые, иншаАллах, разовью в статьи.

О власти факиха

Рассуждать о том, что, дескать, одни муджтахиды придумали теорию "вилаяте-факих", а другие ее отвергли, могут только люди, пока не вполне разобравшиеся в этом вопросе и наслушавшиеся путаных домыслов со стороны некомпетентных людей.

Теория "вилаяте-факих" идет от Имамов (АС), в частности (если я не ошибаюсь) - конкретно от Имама Джафара ас-Садыка (АС) и Имама Махди (АС). При этом под властью факиха понимается не только абстрактно "духовная", но и конкретная религиозно-политическая его власть.

Помнится, на одном из англоязычных шиитских форумов мне попалась табличка, в которой объясняется разница в отношении к Имамам (АС) со стороны шиитов и со стороны разных суннитских групп. В частности, там указываются, что почти все Имамы (АС) шиизма иснаашарийа входят в сильсилю ведущих суфийских тарикатов, однако, в отличие от шиитов, суфии отвергают их политический авторитет, сводя их почитание лишь к признанию духовного наставничества.

Между тем, политика всегда присутствовала в деятельности Имамов (АС) - вне зависимости от того, какой манхадж они применяли, какой стратегии придерживались. Даже когда Имам Саджад уединялся в длительном и сосредоточенном поклонении Аллаху, или когда Имамы Бакир (АС) и ас-Садык (АС) просто обучали людей основам Таухида, они проводили исламскую политику. Потому что здесь важна не форма, не стратегия, а суть. Стержнем же политики является вопрос о власти. Имамы (АС) внедряли в сердца людей жесткую установку, что Власть принадлежит лишь Аллаху, и возрождали тот фикх, который был во времена Пророка (СААС) - то есть составляли у людей представление о юридической и социальной системе Ислама. И даже когда они говорили об ирфане, о мистической любви к Аллаху, они учили о власти Аллаха как Единственно существующего. И этот мистический опыт, заливавший сердце мусульманина, не мог не наталкивать его на определенные, более практические выводы....

То же касается и власти факиха - она всегда носит политическую природу, ибо означает либо власть государственно-административную, либо власть над умами тех, кто занимается исламской политикой

Здесь можно пойти путем Хомейни, учредив власть корпорации факихов во главе с наиболее богобоязненным из них и имеющим статус марджа-е-таклид, которые правят в исламском государстве, подобно КПСС в СССР. Модель доказала свою непрочность и бракованность изначально, еще на примере СССР, ибо такая комсомольско-муллократическая структура обречена на загнивание и перерождение, отход от изначальных принципов.

Можно же пойти путем Систани - но как же ошибаются те, кто полагает, будто систанизм предполагает бездейственное ожидание Имама Махди (АС), когда шиизм мусульманина проявляется в чтении "Тозех аль-масаиль" марджи и намазу с мохуром, а в своих светских политических делах он руководствуется иными, прагматического порядка соображениями. Нет, систанизм -это пластичная политическая идеология создания лоббистских институтов в органах власти, в сфере бизнеса. И это - тоже исламская политика, весьма гибкая, весьма изворотливая.

А есть и третий путь - вот что недавно пришло мне в голову! Есть путь создания движений наподобие Хизбуллы, являющихся военно-политическими, обладающих инфраструктурой и ведущих основанную на исламских принципах социальную политику, в зависимости от условий времени и места - либо ориентированную на слом и революцию, либо на эволюционное внедрение в общество и перевод общества на свои рельсы. Безусловно, если такое движение не опирается на принцип "вилаяте-факих", оно обречено на скатывание в джемализм и самопальную отсебятину, лозунговую романтику. Но здесь опять-таки показателен пример Хизбуллы. Ее лидер - Сейид Хасан Насрулла - сведущ в вопросах Ислама, учился в Куме, но он не марджа-е-таклид. Что касается марджи, на которое ориентируется движение, то он - есть, и речь может даже идти о нескольких муджтахидов. Формально этот марджа-е-таклид дистанцирован от движения, но оно всецело ориентируется на его вердикты, касающиеся всех сторон жизни мусульманина - и тем самым в движении реализуется власть факиха. Насколько мне известно, на такой основе строятся отношения между руководством Хизбуллы и ее духовным лидером Мухаммадом Хусейном Фадлуллой. Собственно, члены движения делают таклид в основном Лидеру Ирана Хаменеи (представителю т.н. "кумской школы") и шейху Мухаммаду Хусейну Фадлулле (представителю т.н. "неджефской школы", ученику аятоллы аль-Хои).

Лично мне последняя модель представляется наиболее привлекательной и перспективной, но важно то, что во всех трех случаях речь идет о политической власти факиха. Собственно, все авторитетные и добросовестные муджтахиды возводят свою методологию к Имамам (АС), стратегия которых в разных условиях отличалась. Поэтому уже сами мукаллафы (обязанные исполнять предписания Шариата) должны решать, какая модель больше подходит тем условиям, в которых они живут. Однако иных легитимных форм, помимо вилаяте-факих в ее вариациях, в шиизме быть не может.

И, наконец, о революциях

Здесь я изложу cвои мысли максимально тезисно и кратко (если получится, иншаАллах :))), ибо планирую, инша Аллаху Тааля, написать об этом отдельную статью, когда найдется достаточно свободного времени.

Я категорически не согласна с Даниялом Туленковым, что революция - это явление "принципиально антидуховное" и "изначально антирелигиозное". Более того, когда речь идет об основах Ислама, я считаю неправомерными рассуждения, отталкивающиеся от интеллектуальных наработок хоть Маркса, хоть Бердяева, хоть Сартра - а этим так любят "погрешить" наши российские исламские интеллектуалы: открыть томик Бланки или Гитлера и начать им "обосновывать Ислам". Что ж - я лично спокойно к этому отношусь - просто как к "болезни роста". Поэтому не буду заострять на этом свое внимание.

В свою очередь, я отмечу, что, напротив, по природе своей чистое и возвышенное, устремленное к Богу явление или действие люди могу изсказить, извратить до полной противоположности Замыслу Всевышнего о нем. Один из ярких примеров - как иудеи и христиане исказили идею Единобожия: они отказались от чистого Таухида - и все, эта религия остается не более, чем "опиумом для народа", при всех сохранившихся, доставшихся в "наследство" рудиментарных осколков былого монотеизма.

Или проанализируем такое явление, как секс. Ведь изначально близость между супругами - сакральное возвышенное таинство, призванное не только обеспечить продолжение человеческого рода, но и реализовать Замысел Всевышнего, о котором говорится в аяте: "О люди! Воистину, создали мы вас мужчинами и женщинами, сотворили вас народами и племенами, чтобы познавли вы друг друга, ибо самый благочестивый из вас перед Аллахом - наиболее богобоязненный" (49:13). Однако как только оно перестало совершаться во имя Аллаха, оно было низведено до случек прыщавых полупьяных подростков в подъездах, товарищескому траханью партийных геноссе на засаленном бетонном полу, гламурных извращений высокопоставленнызх чиновников, выдающих за "рафинированные формы секса" то, что в Коране открыто названо мерзостью, до тошнотворных поцелуйчиков и перекувыркиваний сюсюскающих друг с другом слащавых подростков под одеялом с розовыми зайчиками, пока мама с папой ушли кататься на велосипедах с тетей Валей и дядей Костей, до пошлой "романтики" свиданий с букетами из 100 роз, шампанским и дальнейшей постельной эквилибристикой.

Именно таким образом была опошлена до банальной швондеровщины, шариковщины, промискуитетчины и гнилого троцкизма Революция, когда она была оторвана от изначальных своих задач и корней, оторвана от Всевышнего. Она сохранила в себе крупицы изначально обращенного к Аллаху замысла и породив прекрасное искусство, железные дороги и города точно так же, как и в траханьи подростков, оставшихся одними дома, сохранилась потенция рождения детей (правда, это уже будет очередное извращение из цепи предыдущих извращений). Но так же, как дети от таких случек в старину именовались ублюдками, так же ублюдки, использовав революцию 1917 года - прорвались к власти и хищно разворовали, разорвали по частям то, что простые люди, уверовавшие в коммунизм, строили, не покладая рук и с искренней самоотверженностью.

Однако ж, анализируя революцию не как возвращение к Всвышнему и Замыслу Его о человеке и мире, мы всегда будем говорить не о том, сколько бы цитат из Бердяева мы ни привели (хоть все его книги в ЖЖ не выложили бы :))). Это все равно, что сетовать, что секс - изначально являение безнравственное и антидуховное, и существующее лишь в виде случек подростков в сортирах и оргий в стрип-барах.

Изначально слово "революция" означает "возвращение к истокам". То есть, основываясь на исламском мировоззрении и отмежевываясь от суррогатов революции (от оранжевых до красных), мы постулируем, что революция - это возвращение как человека к Своему Создателю, так и общества - к Его Дину, Закону, Нравственности. При этом внешнее здесь неотделимо от внутреннего: без учреждения исламской справедливости в обществе мы не сможем добиться ирфанического преображения человека, а без воспитания человека на основе учения Имамов (АС) не построить подлинно исламского общества и государства. На эти "грабли", судя по всему, наступили в Иране, увлекшись социальными достижениями, в то время как Хомейни вплоть до своей смерти призывал обращать внимание на воспитание человека согласно этики Ахль-уль-Бейт (АС). Однако все это было понято на профаническом уровне отлова влюбленных парочек на скамейках (невзирая на дозволенность мута согласно джафаритскому фикху и принцип презумпции невиновности людей), а не как трансформацию природы человека через преображение ирфаном.

Что ж - здесь и кроется основной, загадочный парадокс Исламской революции 1979 года: остро нуждаясь в ней, Иран в то же время был к ней не готов :)) Может, именно поэтому некоторые муджтахиды Неджефской школы прохладно отнеслись к Исламской революции в Иране - кстати, вопреки позже появившимся домыслам, такой великий муджтахид и марджа-е-таклид, как аль-Хои, не выступил против революции и революционного манхаджа - он лишь промолчал, понимая неоднозначность ситуации и, возможно, одновременную несвоевременность и неизбежность этих событий...Возможно, именно в этом - трагедия 1979 года...

Но вернемся к революции. Во внешнем плане истинная революция во имя Таухида - это возврат к завету Пророка Адама (АС) с Аллахом Тааля, который символизирует Черный Камень Кааба; это восстание против общества, отвергшего законы Всевышнего и заменившего их выгодной определенным классам законотворческой и нормативной отсебятиной, против общества, которое все более деградирует...Это возвращение людей к законам Аллаха. В Коране есть аят, что все души присягнули на верность Аллаху, но лишь потом отошли от этого договора, и существует хадис, согласно которому каждый человек рождается мусульманином, и лишь общество делает его христианином, иудеем и т.д. Таким образом, Исламская революция - это еще и возвращение человека к его основам, к его истокам, к воспоминанию о собственной миссии - быть халифом (наместником) Аллаха Тааля и учреждать справедливость даже вопреки собственным интересам.

(Кстати, вот на этом пункте крупно лоханулся Джемаль, отвергнув хадисы об изначальной фитре и постулируя антигуманизм и априорно бесовскую сущность человека, против которой восстает "истинный революционер". В аутентичном же шиизме революция - не восстание против человеческого архетипа, а возвращение к нему через Имама, мир ему (Совершенного человека), что в большей степени даже соответствует смыслу термина "революция").

Безусловно, Исламская революция не подразумевает насильственного обращения в Ислам людей, того не желающих. Об этом еще Сейид Кутб писал в своих "Вехах", да и принцип "Нет принуждения в религии" в Исламе незыблем, когда он касается свободы вероисповедания конкретного человека. Исламское общество основывается на реализации принципа экономической, нравственной, социальной справедливости по отношению к мусульманам как к братьям в Исламе и к людям как братьям по своей человеческой природе. При том, что особыми привилегиями пользуются зиммии - иудеи и христиане - принцип справедливости касается всех, кто заключил с мусульманами договор и не выступает против них прямо или тайно, посредством интриг.

Теперь что касается проблемы "неизбежного вырождения революции". Да, действительно, она есть. Но то, что Святой Пророк (СААС) и его сподвижники действовали по схеме классического революционного движения: подпольная пропаганда - преследования - переселение (хиджра) - создание новой политической, экономической, правовой модели общества в Медине - триумфальное возвращение в Мекку. Другое дело, что эта революция не получила своего завершения, ибо Имам Али (АС) был отстранен от власти, а смены элит в итоге не произошло - и все кончилось воцарением Муавии, который начал дублировать классическое устройство тогдашних монархий, которым Ислам бросил вызов. Что ж, в этом была не недальновидность, а мудрость Святого Пророка (СААС) - видя, что представляют собой люди вокруг, он заботился об интересах Ислама, ставя на то, что либо Али (АС) своей силой и справедливостью вытянет общество на новые рельсы, либо эти люди не готовы пока к подлинной революции Таухида - а потому Пророк (СААС) сделал ставку на территориальное внешнее, а не внутреннее учреждение Ислама. Разумеется, Пророк (СААС) все знал и предвидел, и понимал, что Имамы (АС) будут гонимы, и осознавал, что Час придет, когда пожелает Аллах. И он оставил Имаму Али (АС) драгоценность - учение о противостоянии внешнему угнетению и тирании собственного нафса, о мистическом пути ирфана, пути любви к Аллаху и отвержения чего-либо, кроме Него.

И эта подлинная революция, ее завершение случится с приходом Имама Махди (АС) - недаром он носит эпитет Аль-кайим (Восстающий). Восстающий против тирании правителей мира, тирании времени, которое, выражаясь словами Имама Али (АС) "держит свою стрелу на тетиве", а "люди - мишени, в которых смерть кидает свои стрелы". Финальная революция - это раскрытие Сокрытого, во всех глубинных смыслах этого выражения.

Пока же задача шиитов - готовиться к приходу Имама (АС). Готовиться, реализуя исламскую справедливость, используя разные стратегии - эволюционного внедрения в общество принципов исламской справедливости или их революционного учреждения. Ожидать, глубоко постигая учение, акыду, фикх. Ждать Имама (АС), возвращаясь от наносной склизской глины нафса к собственной душе, зажигая в ней свет знания и пламя страстной любви к Аллаху путем постижения глубин ирфана. Путей, манхаджей, стратегий много, цель - одна.....

PS. И я не понимаю, какова теологическая база рассуждений о том, что, дескать, "бесноватые ревчики" только и ждут, как проливать кровь невинных простых маленьких людей. Во второй суре Корана "Аль-Бакара" рассказано, как ангелы возмутились, что Аллах Тааля хочет поставить Своим наместником существо, которое будет "проливать кровь и творить нечестие". На это Всевышний ответил им: "Я знаю, а вы не знаете". Помнится, у того же Корбэна в "Волшебной Горе" читала, что согласно эзотерическому учению Имамов это качество - "проливать кровь" - трактуется как особая духовная одаренность. Так может, проблема нас всех в том, что мы Ислам подделываем под себя, а не себя под Ислам? Может, это и есть самая сложная задача для обыкновенного человека, хорошего мусульманина, исполняющего предписания Шариата, но внутри нафса которого сидит пружина сопротивления духовности, как она понимается Исламом, а не как он ее себе рисует и воображает?

PPS. И вот что я еще не поняла - почему феномен революции Даниял Туленков увязывает исключительно с левачеством во всех его проявлениях? Почему он проигнорировал такое направление, как консервативная революция?

Что ж - Истинное Знание только у Аллаха Тааля, а ключи от части сокрытого знания - у Имамов (АС). Аллаху Акбар! Рамадан Мубарак!


http://fatima-hizbulla.livejournal.com/64815.html

nationalvanguard



 

   
вверх  Библиография г. Ивано-Франковск, Группа исследования основ изначальной традиции "Мезогея", Украина


Найти: на:
Підтримка сайту: Олег Гуцуляк goutsoullac@rambler.ru / Оновлення 

  найліпше оглядати у Internet
Explorer 6.0 на екрані 800x600   |   кодування: Win-1251 (Windows Cyrillic)  


Copyright © 2006. При распространении и воспроизведении материалов обязательна ссылка на электронное периодическое издание «Институт стратегических исследований нарративных систем»