НАЧАЛО  



  ПУБЛИКАЦИИ  



  БИБЛИОТЕКА  



  КОНТАКТЫ  



  E-MAIL  



  ГОСТЕВАЯ  



  ЧАТ  



  ФОРУМ / FORUM  



  СООБЩЕСТВО  







Наши счётчики

Яндекс цитування

 

      
Институт стратегического анализа нарративных систем
(ИСАНС)
L'institut de l'analyse strategique des systemes narratifs
(IASSN)
Інститут стратегічного аналізу наративних систем
(ІСАНС)



статья

Анастасия (Фатима) Ежова

Абу Ханифа

Один очень уважаемый мною суннитский брат-ханафит рассказал мне, что основатель их мазхаба признавал достоверными далеко не все хадисы, вошедшие впоследствии с Сахих Бухари и Сахих Муслим. Более того, согласно ханафитской школе безоговорочная вера в аутентичность этих сборников от начала и до конца вовсе не обязательна и не является критерием имана мусульманина. Абу Ханифа относился к хадисному материалу очень критично и выдвигал высокие требования к преданиям.

Это очень отличается от того подхода, который господствовал с самого начала в салафитской секции НОРМ. Там неофитов убеждали в том, что если муслим отрицает хотя бы один хадис в шести общепризнанных суннитских сборниках, он чуть ли не становится кяфиром.

Но на примере деятельности великого ученого Абу Ханифы мы видим, что он не мог считать аутентичными некоторые предания, содержащиеся в Бухари и Муслиме. Это, например, касается вопроса о подчинении неправедным правителям. Если бы он руководствовался этими хадисами как аутентичной Сунной Пророка (СААС), стал бы он оказывать поддержку зейдитскому восстанию? Вопрос риторический.

Еще более интересные сведения я в свое время почерпнула от учившихся за границей братьев из Исламского комитета, причем тяготеющих к салафизму. Ознакомившись с тезисами Джемаля о природе и структуре нынешнего зульма (мировой системы угнетения), они нашли много точек соприкосновения с куфрологией Абу Ханифы. А здесь немаловажно помнить о том, что Абу Ханифа был непосредственным учеником имама Джафара ас-Садека (АС), активным воспреемником света имамата. Сами суннитские братья говорили мне, что с их точки зрения наиболее близкий к имамитской правовой школе в методологическом отношении мазхаб - ханафитский, больше всего нормативных совпадений у джафаритского толка - с положениями маликитского мазхаба (например, одинаково держат руки в намазе, для заключения никяха не обязательны свидетели и т.д.), чуть дальше отстоит шафиитский мазхаб (хотя в востоковедческой литературе неоднократно встречала мнение о его сродстве с джафари), еще дальше - ханбалитский, придающий большое значение практике сподвижников и чуть ли не уравнивающий ее с Сунной Пророка (СААС).

Таким образом, чем ближе к Джафару ас-Садеку (АС), тем больше чувствуется воздействие школы Ахли Бейт (мир им). Ведь учеником Абу Ханифы был Малик ибн Анас, в свою очередь ставший учителем аш-Шафии - наставника Ахмада ибн Ханбала.

Кстати, неоднократно замечала, насколько легко общаться с суннитскими братьями, образованными в этих сферах. Даже подводные камни в виде ключевых мазхабных разногласий обходятся легче - тот же вопрос мута. Они говорят: да, мы не признаем легитимность этого брака, но мы знаем, на чем основано ваше мнение, понимаем его логику - при этом разговор ведется спокойно, без эмоций и выкриков в духе "развратные рафидиты" и "узаконенная проституция".

С акыдой сложнее, но когда разговор ведется отстраненно просто об отношении к каким-то вопросам вне временного контекста, во многом также приходим к взаимопониманию.

nationalvanguard



 

   
вверх  Библиография г. Ивано-Франковск, Группа исследования основ изначальной традиции "Мезогея", Украина


Найти: на:
Підтримка сайту: Олег Гуцуляк goutsoullac@rambler.ru / Оновлення 

  найліпше оглядати у Internet
Explorer 6.0 на екрані 800x600   |   кодування: Win-1251 (Windows Cyrillic)  


Copyright © 2006. При распространении и воспроизведении материалов обязательна ссылка на электронное периодическое издание «Институт стратегических исследований нарративных систем»