НАЧАЛО  



  ПУБЛИКАЦИИ  



  БИБЛИОТЕКА  



  КОНТАКТЫ  



  E-MAIL  



  ГОСТЕВАЯ  



  ЧАТ  



  ФОРУМ / FORUM  



  СООБЩЕСТВО  







Наши счётчики

Яндекс цитування

 

      
Институт стратегического анализа нарративных систем
(ИСАНС)
L'institut de l'analyse strategique des systemes narratifs
(IASSN)
Інститут стратегічного аналізу наративних систем
(ІСАНС)



статья

Съезд выходцев из Украины в Москве. 8-9 декабря 2001 года.
Круглый стол на тему:
"Сближение через культурное взаимодействие"

БЕРЕЗОВЧУК Лариса Николаевна
Я живу в Санкт-Петербурге, но в Украине бываю очень часто, нахожусь в контактах с самыми разными периодическими изданиями, и должна сказать, что ситуация там очень не простая.

На Украине есть такое клише "национально свидомий" - национально сознательный. Это словосочетание возникло буквально в последние семь-восемь лет, именно в самостоятельной Украине, именно в самостоятельном государстве. И оно означает, по контексту, в котором употребляется, нечто большее, нежели желание развивать собственную культуру, нежели осознание своей национальной идентичности. И мы все должны это осознать, независимо от того, где работаем, где находится наше поле деятельности. Приведу конкретный пример. Считается, что в течение десяти лет между культурами, гуманитарной средой Украины и России нагнетаются нездоровые ситуации, эмоции, противостояния и даже вражда. Этого в прессе России и, особенно, Украины, сколько угодно. Казалось бы, должны все испытывать перманентную вражду. Но на уровне массового сознания этого нет. Люди, у которых родственники в России, у которых родственники в Украине, и не думают враждовать. Все ученые, научно-исследовательские институты, которые раньше тоже были традиционно связаны друг с другом, никакой вражды не имеют и в помине.

Несколько сложнее ситуация в сфере искусства, потому что "национально свидомый" художник как-то обостренно ощущает проблемы, которые возникли в Украине в связи с тем, что она наконец-то обрела государственность. И это проявляется и в науке, и в художественном творчестве. Я думаю, мы должны подумать, какие могут быть пути конструктивного преодоления этой ситуации, потому что на уровне бытового общения, это я смею уверить, вражды между Россией и Украиной нет.

После того, как произошло расхождение Украины с Россией, гуманитарная среда распалась на две группы. Первая группа - это ученые, или же литераторы, или же традиционно артисты балета, артисты оперного театра. Там все сохранилось так, как было. Эти люди должны получать нормальное трудоемкое профессиональное образование, они должны работать в институтах научно-исследовательских или в образовательных высших учебных заведениях. Их исследования должны субсидироваться государством, они должны воспроизводить свою систему мышления, свою методологию.

То же и в художественной сфере. Литератор не должен за свои деньги издавать книги. Что-то государство должно взращивать. Театр, чтобы создать красивую полнометражную постановку, равно как и фильм, фильмопроизводство, должен субсидироваться. Значит, эта среда одинакова, что в России, что в Украине. И она постепенно разрушается. Традиционные ученые, традиционные деятели искусств есть и в России, и в Украине. Характерно, что эта среда уже десять лет не может понять, в чем дело. Все обрели независимость. В Украине это была особенно радостная ситуация. И вот эти люди доживают свою жизнь. Им сейчас от 45 лет и старше. Они на полном социальном нуле. И главное, они не могут воспроизвести свою систему воззрений, свои практические навыки для молодого поколения. Потому что какой молодой аспирант, которому нужно создавать семью, жить и т.д., захочет существовать на ту плату, которую получает его профессор- академик. Это ситуация одинакова что в России, что в Украине.

Но за эти 10 лет в обеих странах появилась новая категория людей, которые вроде как существуют в сфере науки и в сфере искусства, но при этом продукта, который полагается производить ученому и художнику, не производят. В науке они называются интеллектуалы. В искусстве они называются альтернативные художественные практики или альтернативщики. Эти молодые люди, их возрастной ценз где-то до 45 лет, это продут уже постперестроечного периода. Эти люди, интеллектуалы, получили образование, иногда достаточно хорошее. Некоторые из них специализировались на Западе, что показательно. И вообще сфера их нахождения, жизнедеятельности - это СМИ, это издательская работа, это журналистика. Обожают в особенности критику, обожают все то, что формирует общественное мнение, общественное сознание. Под лозунгом обновления гуманитарной мысли России и Украины они очень легко проходят в стадии инициации защиты и т.д. Это новые люди, это другое поколение. Откуда оно взялось? То, что они делают, ни к науке, ни к искусству никакого отношения не имеют. Но это новое. А никто не знает, каким должно быть это новое. И вот конфронтация деятелей искусств, ученых, интеллектуалов и представителей альтернативных художественных практик в течение второй половины 90-х годов что в России, что в Украине выдвинула две мифологемы, которые должны обеспечивать гуманитарное поле обеих стран, причем абсолютно параллельно это происходит, как будто не существовало ни традиционных отношений Украины с Россией, ни насущных взаимодействий сегодня.

Со стороны России средой интеллектуалов акцентируется идея коренного, революционного преобразования всей гуманитарной мысли России.

Со стороны Украины была выдвинута вторая мифологема, так называемый центрально-европейский проект. Россия - это Восток. Украинцы, дескать, не только должны влиться в западную цивилизацию, они представляют собой Центральную Европу. А быть европейцем, коль скоро россияне - Восток, это мало того, что оборвать корни традиционных потребностей двух государств друг в друге, это означает разрыв государственной целостности Украины. Поскольку восточная часть Украины отнюдь не вписывается в центрально-европейский проект.

И дальше возникает вопрос, кто это делает и в России, и в Украине? Анализ наиболее показательных изданий в Украине и в России показывает, что и в том, и в другом случае мы имеем дело с утверждением идеологии либерализма, с поддержанием экономической стратегии глобализма. Это, в конце концов, подтверждает курс обоих государств на установление социального неравенства, огромного барьера между имуществами новых элит - экономических, политических и СМИ, что в России, что в Украине. В конце концов, это означает установление новых властных структур, которые альтернативны государственности обеих стран.

Мы пришли к конфронтации идеалов политических демократий и либерализма. И именно они, поддерживаемые фондами, грантами, стажировками, обеспечением с Запада, изнутри инспирируют эту враждебность, противостояние между гуманитарными элитами России и Украины.

Надеюсь, что вы выскажете свои соображения по поводу того, что нужно сделать, по крайней мере, со стороны России, чтобы наши отношения стали действительно прозрачными и дружескими. Пусть ссорится кто угодно, но не представители культуры, не представители науки, не представители искусства.

ЕШКИЛЕВ Владимир
Я думаю, что следует рассматривать сегодняшнюю культурную ситуацию в Украине контекстуально, то есть в контексте того, что украинский проект осуществляется уже 150 лет, был весьма успешен и привел к созданию украинской нации, которая заняла свое место молодой нации, в Европе и в мире.

Этот проект, который с самого начала был проектом, базирующимся на традиционно крестьянских ценностях, на сегодняшний день подошел к своему определенному логическому завершению, потому что исчезает его фундаментальная основа. Исчезает украинское село, украинское крестьянство, которое формировало и вдохновляло на протяжении полутора столетий эту культуру и создавало ее. Исчезает среда, которая выдвигала эту проблемность, исчезает реципиент: читатель, зритель, который эту проблемность усваивал, на нее реагировал, плакал над этими произведениями. И эта катастрофа, этот кризис, безусловно, является фундаментальным кризисом современной украинской культуры, потому что за эти 150 лет не было выработано запасного аэродрома для украинской культуры. Модернистическая городская цивилизация, которая наступает фатально быстро, эпоха глобализации делает эту крестьянскую традиционную среду, из которой и исходил украинский язык и украинская ментальность, абсолютно беспомощной, по-детски беззащитной и, соответственно, обреченной на очень быструю гибель.

Если бы был дан срок в 50, желательно в 100 лет, как это было в странах Европы, в той же Польше, для формирования модерной цивилизации в Украине. Безусловно, что такие скороспелые проекты, форсированные проекты, типа либерального проекта из Петербурга, это замечательно просто. Внутри Украины не все понимают этих вещей. Наверное, все-таки лицом к лицу лица не увидать, большое видится на расстоянии. И, безусловно, создание модерной-постмодерной культуры в Украине, которое проводится в таких форсированных и пожарных темпах, имеет некоторые карикатурные черты своего развития. И такой культурный форсаж, создание городской украинской цивилизации, которой в принципе как целостности нет, эта форсированная демиургия, это мой термин, требует определенных уступок ситуации.

Первая из этих уступок - это поиск за пределами Украины точки опоры, некоего фундамента. Естественно, что появляются такие проекты, как центрально-европейский проект. Но это только региональное явление, которое касается Галичины. В Киеве весь спектр интеллектуалов, от крайне националистических, типа Ульяненко, и до очень левых и очень почтенных, типа Бориса Олийныка, являются врагами этого проекта. Поэтому проект является сугубо региональным, и всей Украины он не затрагивает. Это сугубо галицкий альтернативный вариант культуры.

Я думаю, что не в злокозненности людей, которые этот проект осуществляют, лежит гетероглоссия, разделения списка авторитетов, понятий и дискурса между Востоком и Западом Украины. Все попытки Украины стать соборной в рамках украинского проекта за 150 лет не привели к достаточно убедительным результатам. Но, тем не менее, эта целостность является ценностной. Развал Украины по признаку Западная Украина - Восточная Украина приведет уже не к культурному кризису, а к полной катастрофе украинской цивилизации. Поэтому допустить такого разрыва ни ради центрально-европейского, ни ради любого другого концептуального построения нельзя.

Поэтому я считаю, что стрежнем вопроса, стержнем проблематики является все-таки поиск путей создания урбанистической, городской модерной культуры на Украине.

КИТАЕВ-СМЫК Леонид Александрович
Современный украинский язык, эту культуру, видимо, формировало село. Но были и другие, внешние культурные влияния. И есть то ли реальность, то ли мифологема, что язык Западной Украины в какой-то мере формировался интеллектуалами еще более западными. И язык Западной Украины отличается: "гарно", "файно" - это же немецкое слово.

ЕШКИЛЕВ В.
Я не будут претендовать на академический формат высказывания, потому что я в принципе не согласен, когда разделяют. Я не понимаю, когда разделяют четко науку и искусство. Все-таки сейчас уже период постмодернизма, в котором нет разделения на науку и искусство. Это искусственное подразделение для определенных спекуляций.

В первую очередь, мне кажется, что регионализм происхождения языков, он был, есть и остается. В то же время есть очень серьезный флер искусственности в западно-украинском языке. Флер искусственности - это определенная доля проектности в семантике языка.

КИТАЕВ-СМЫК Л.А.
А насколько современный украинский язык, преподаваемый в школах, является языком Тараса Шевченко?

ЕШКИЛЕВ В.
Я думаю, что в большей степени, нежели это соответствует сегодняшним потребностям времени.

БЕРЕЗОВЧУК Л.Н.
Пан Владимир Ешкилев волею ситуации представляет вам язык, независимо от того, русский он или украинский, которым изъясняются везде интеллектуалы и представители альтернативных художественных практик. Они есть, с этим надо считаться, это надо учиться понимать, это нужно воспринимать. Я очень не люблю революций. Признаюсь вам честно, чтобы вы знали предпосылки. Революция - это, прежде всего, разрушение. Разрушить очень легко, а вот создать целостность очень трудно. Потому ситуации резкого слома нам не нужно. Мы уже знаем, и в России, и в Украине, к чему это приводит. Соответственно, процесс изменения представления о государственности, изменения научной парадигмы, самой системы художественного мышления и оснований культуры - это длительный процесс, который зачастую недоступен охвату жизни сознательной, чтобы делать скоропалительные выводы.

_____?____.
У меня вопрос по поводу того, что 150 лет назад село украинское формировало культуру. Во-первых, я не могу с этим согласиться даже потому, что 150 лет назад не были еще раскрепощены крестьяне. Культуру формировали паны на селе. Гоголь и Шевченко жили в Петербурге. Шевченко писал про Украину и Гоголь писал про Украину. Тот писал на русском, тот писал на украинском. Они как были культурными, как дал им Господь Бог, такими и остались. А если сейчас средства массовой информации посредством каких-то политических и экономических рычагов дают через наушники подрастающему поколению "бум-бум", зомбируют их, то они изначально некультурные, они никогда не будут культурными. Если человека воспитывать в определенном плане, он будет культурным до определенного момента, но он не будет носителем культуры, он не будет создавать ее. Козловский кто у нас? Это культура? Культура. Он пел в Москве до 90 лет. Чайковский и Пушкин культура? На Украине есть районный центр Каменка, где есть музей Чайковского в одной половине здания, а в другой половине - музей Пушкина. Они оба делали тогда украинскую культуру. Там же были декабристы, они тоже были культурные ребята, они хотели сделать переворот, но они были культурные. И стержень сейчас надо искать не в замысловатых фразах, надо дать основу подрастающему поколению, чтобы они начинали формировать себя с Репина, с того же Шевченко, с Гоголя, тогда у нас будет культура идти. А если она будет ориентирована по какому-то проекту, пятилетний или семилетний пацан не знает, что такое "проект", а ему говорят: "вы есть проект Центральной Европы". Да зачем эта Центральная Европа? Ты мне скажи, ехать мне завтра на жуков колорадских или не ехать, собирать мне их или не собирать, и выучить мне Шевченко "Кобзарь" или нет.

_____?_____.
Меня зовут Александр, я из Клуба путешественников, и в силу своей работы много ездил по разным местам, разным государствам, и разные границы преодолевал. Родом я из Крыма, в четвертом поколении, прекрасно учил украинский язык в школе. Но в чем сложность? В Испании есть такие острова, Болеарские, есть и Каталония, язык которой почти непонятен испанцам. В Израиле тоже есть иврит и идиш, друг для друга тоже непонятные. Эти примеры говорят об одной простой вещи, что живое не умрет, как бы мы не старались его погубить. И не нужно возрождать в этом смысле никакую деревню, не нужно возрождать Россию, не побоюсь этого слова. Потому что то, что живо, само возродится. Главное - не погубить. Я не говорю о высоких концепциях культуры, я говорю о жизни простых людей, в частности, своих родителей и т.д. И тенденция плохая, надо посмотреть правде в глаза. То, что разного рода политикам было на определенном этапе истории выгодно получить власть в отдельных регионах, страшным образом сказывается на простых людях. Наша задача найти как можно больше мостиков и контактов.

ЧУМАКОВА Е.
Так, может быть, стоит делать так, как мы, не обращаясь к политикам. Я сама из Донецка. Я пока возрастом не вышла рассуждать о серьезных вещах, но я хочу поделиться опытом. Я окончила училище культуры в Донецке. Так получилось, что я приехала три года назад в Тюменскую область. Там был открыт центр национальных культур, где я стала заведующей украинским отделом. При нашем центре работает воскресная школа, там занимается около 30 ребят. И я решила вспомнить, что когда-то училась в училище, написала туда письмо, и мне пришли ответы, большие кипы сценариев обрядов и прочего на украинском языке. И мы стали переписываться, осуществлять эти сценарии. Нам прислали методические разработки, очень интересные. Так прошло полтора года, и через полтора года мы выехали в город Мариуполь, у них при училище был лагерь. Мы приехали туда, ребята наши могли уже общаться на украинском языке, пели, танцевали вместе. Вот это было действительно взаимодействие. А потом эти ребята приехали к нам. И при этом никто никогда не вспоминал, что кто-то там денег не дал, администрация не дала или не разрешают, или хохлами называют. Этого не было. Вот такое взаимодействие.

БЕРЕЗОВЧУК Л.Н.
На мой взгляд, прозвучала очень верная мысль о том, что внешнее воздействие и на территории России, и на территории Украины являют себя через деформацию языка в сторону введения лексики, производной от других языков. Эта тенденция очень заметна. И в России тоже пытались поднять против этого голос, в общем-то, безуспешно. Потому что ни среда гуманитариев, ни среда литераторов с этим не справилась. Есть такая область, в которую все попадает, эта область связана с новейшими технологиями Интернета, где вообще язык не русский, не украинский - он вообще другой. И есть такая область в литературе, как фэнтези, которая тоже провоцирует введение расширения лексики. Я не говорю о других научных дисциплинах, где это есть. Так что это очень серьезная проблема, которая влияет что на российскую, что на украинскую идентичность в языковой сфере, быть может, больше, чем любая иная.

КЛИМОВ В.Н.
Я представляю город Россошь, Россошанский край Воронежской области. Мы выпускаем там небольшую газету, и совсем недавно провели фольклорный фестиваль украинской культуры. Газета наша независимая, мы не зависим от властных структур, от местных органов власти. Откровенно говоря, это был первый фольклорный фестиваль, раньше в истории Воронежской области вообще такого фестиваля не было. Но кто знает из истории, у нас где-то процентов 50 составляют украинцы. И корни живы. Когда мы впервые стали организовывать этот фестиваль, мы столкнулись с молчаливым саботажем. И, тем не менее, у нас было подано не менее 40 заявок на этот фестиваль. И фестиваль состоялся. Проходил он целый день, и люди не хотели расходиться - настолько они соскучились по украинской культуре, настолько это все было притягательно, что организаторы фестиваля решили, что мы и дальше будем проводить его самостоятельно. Захотят власти нам помогать, пожалуйста, мы не закрываем перед ними двери, не захотят, мы будем находить так же спонсоров для того, чтобы этот наш культурный слой поддерживать и как можно больше его развивать.

_____?_____.
Здесь толковали о том, что такое знаковые фигуры. Знаковая фигура - вот она, это чисто русская женщина с украинским псевдонимом Марко Вовчок, родившаяся под Ельцом, где я уже в течение 10 лет бываю только из-за нее. Она родилась в 10 верстах от Ельца, а в библиотеке ни одной книжки нет. В краеведческом музее есть книжки, но о ней ничего нет, есть только стендик маленький. Я вышел из краеведческого музея, подошел к киоску и стал спрашивать: а про Марко Вовчок ничего нет? Киоскерша, очень юная особа сказала: "О, моя тетя собирала книжки". И тут же через пару часов я имел трехтомник Марко Вовчок, который в 1957 году купил вот здесь на Арбате. ЮНЕСКО отмечала 150 лет со дня рождения этого крупного писателя. Там, где она была, ее забыли, тут тоже так получается. Но ее Европа знает. Россия должна быть ей благодарна, она перевела, по личному разрешению Жюля Верна, 16 томов. Книжный издатель и писатель Эдсель на вопрос Жюля Верна: "А французский-то она знает?", ответил: "Мария Александровна, да она лучше французских писателей знает французский язык". 210 песен напела она на чистом украинском, хотя до замужества украинского не знала.

Я бы хотел осуществить идею, хотя, конечно, это страшная идея, перезахоронить Марко Вовчок и похоронить ее на Чернячьей горе, потому что в Нальчике все делают для того, чтобы эту землю захватить, этот музей разрушить и построить там дачу.


ГНИДЕНКО Анна Алексеевна
У меня ремарка пану Владимиру. Мне очень обидно слышать от вас о катастрофе в Украине в отношении культуры. Мы сюда собрались со всего мира, со всех уголков России, чтобы это услышать? Мы хотели здесь увидеть и услышать представителя Министерства культуры Украины, каких-то ответственных лиц, чтобы они нам помогли сформулировать и вынести конкретные решения.

Я представляю Центр украинской культуры в Лазаревском районе Сочи, существующий при поддержке местной администрации и финансируемый Министерством культуры России. При этом центре работают 20 штатных работников. Мы занимаемся культурно-просветительской деятельностью от песен и танцев до глубокого изучения истории и т.д.

При поддержке объединения украинцев в России мы создали программу. Когда-то Александр Алексеевич Руденко пытался утвердить федеральную национальную культурную программу "Украинцы в России". Она, к сожалению, не была утверждена. И когда я приехала первый раз на украинский съезд, там поднимался вопрос по этой программе. Вынесла я и идею о создании практической экспериментальной лаборатории традиционной культуры "Украинцы в России". Что это означает? Это означает практическое сближение между Украиной и Россией. И мы создали эту лабораторию. Приглашаем всех специалистов культурно-просветительской сферы к себе на семинары, приглашаем специалистов из Министерства культуры Украины по видам и жанрам. Я с собой привезла положение об этой лаборатории и заявку, и еще сопроводительные документы. Пять лет я добивалась утверждения этой программы. И месяц назад Украина на нас все-таки обратила внимание. Мало того, что центр финансирует Россия, еще и Министерство культуры России выделило на мероприятие средства. В этом году было выделено 55 тысяч рублей на оплату специалистов, дорогу, оплату питания, проживания, организацию мероприятий этой лаборатории.

Я готова принять всех в сентябре на семинар. Приедут туда специалисты по видам и жанрам с Украины, я всех убедила, что для нас, россиян, живущих в России и занимающихся практическим возрождением украинской культуры, необходимы эти семинары, особенно руководителям, занимающимся этим на местах.

Утвержден нашим правительством год Украины в России. Очень полезно было бы знать о планах его проведения. Есть очень много мыслей о заключении договоров, об обменах делегациями. Может быть, есть какие-то позиции, которые мы должны утвердить и передать в Правительство, пусть они нам помогают. Ведь культура - это основа абсолютно любого народа. А у нас эти вопросы рассматриваются всегда на таком уровне, что просто стыдно.

ДЮЖЕНКО Л.А.
Я председатель Объединения украинских художников Москвы. Мы работаем вширь, и хотим со временем объединить всех украинских художников России с тем, чтобы налаживать связь с регионами, а потом с Украиной и бывшими странами СНГ.

В триаде политика-экономика-культура, мне думается, сейчас наступил тот период, когда культура не должна, не может быть придаточным фактором к экономике и политике, она должна стать знаком нового времени, новой цивилизации. Конечно, нам очень важно опираться на практику. Мы это делаем. Мы делаем выставки, мы устраиваем дискуссии, обсуждения, и это дает результаты. Если культура функционирует, она живет. Если мы ее поддерживаем теплом наших сердец, она не может умереть. И в этом случае все искусственные попытки разрушить культуру отсохнут на корню. Нет ли каких-то внешних факторов, которые порождают эти искусственные разрушительные силы? Мы знаем, что такие силы есть, и мы должны им самостоятельно противостоять. Поэтому одной эмпирики, конечно, мало. Опыт хорошо, но надо, чтобы мы с вами были вооружены. И такое оружие у нас есть, посильнее всех ваших интеллектуалов вместе взятых. Это учение великого украинского и русского гения науки Вернадского, учение о ноосфере. Трудное название, в народ это слово трудно входит. Но если мы суть этого учения сделаем повседневным фактором нашего сознания, все попытки разрушения культуры, создания каких-то искусственных образований будут сметены с дороги. Постоянное функционирование, наращивание темпов, объединение всех родственных организаций, для начала всех ноосферных и духовных движений. И именно на этом учении, которое базируется на фактах науки, которое доказательно, которое нельзя опровергнуть. Оно является фактом жизни и жизненным учением новейшей эпохи.

БЕРЕЗОВЧУК Л.Н.
Есть вещи, за которые ответственны министерства культуры, российское и украинское, коль скоро они идут на взаимодействие. Совершенно не прояснено взаимодействие с диаспорами, статус российской диаспоры в Украине и украинской в России. Он должен быть определен. Мы должны написать какой-то список, документ сделать. Есть уже конкретные сделанные дела, есть такая практика, есть такие планы, проекты, которые нуждаются в осуществлении, нуждаются в помощи и корректировке со стороны министерств двух стран.

ПОПОВИЧ Мирослав Владимирович
Я частное лицо, не представляю никакого министерства. Но я являюсь членом комитета по Государственным премиями и по премии имени Шевченко. Премии государственные в области науки - это не так интересно, хотя это тоже культура. Премии в области литературы и искусства, это уже ближе.

Когда пан Владимир говорил о катастрофе и кризисе, он имел в виду вовсе не кризис украинской культуры, он имел в виду тот факт, что литература исчерпала себя. Сегодня ее не читают. Это вопрос практический, а не просто теория. Это вопрос того, какую литературу вы будете пропагандировать в ваших библиотеках, организациях и диаспорах. Наверняка там еще будут жить интересом к старой Украине, к Марко Вовчоке, это великое наше прошлое, но современные писатели так не пишут. Есть большая проблема ознакомления даже самой Украины с теми произведениями в области музыки, искусства, литературы, которые получают наивысшие награды. Только премий Шевченко дается пять. Это премии за исполнительскую деятельность. Ясно, что мы к вам не привезем никого, потому что они в "Нью-Йорк Метрополитен Опера" зарабатывают деньги. Даже на церемонию вручения они не могут приехать. Но мы можем хотя бы информировать, кто какую премию получил, что было выдвинуто, чтобы вы представляли себе, какой уровень литературы и искусства получает сегодня поддержку общественности.

Что касается оценки таких людей, как Ульяненко. Это чужая для подавляющего большинства людей литература, и не надо делать из этого современный образ Украины. Современный образ Украины вы все прекрасно понимаете. Действительно, украинская культура, в том числе и элитарная культура, которая пользуется иностранными словами, очень далеко пошла. Есть очень хорошие художники, и надо подумать о том, как эту культуру в России показать. Россия ее не знает, не знает ее и Украина, потому что нет денег устроить выставку, и это огромная проблема. Есть художники, которые ждут по много лет. Мы во Францию пробиваемся легче, чем в Россию. У нас есть не только Министерство культуры, которое нищее и которое ничего, кроме какой-нибудь программы, не предложит. Есть еще и такая организация, как бывшее общество культурных связей за границей. В основном это Франция, Индия, что угодно. Есть там и Россия. Это самая бездействующая из всех организаций.

Наш председатель комитета Иван Михайлович Дзюба обещал, и говорил он это в присутствии президента Кучмы, что будет создан специальный денежный фонд по шевченковским премиям, и мы сможем, по крайней мере, рассылать бюллетени по заинтересованным организациям.

ГНИДЕНКО А.А.
У Руденко-Десняка была идея презентации центров на базе Культурного центра Украины в Москве. Она осталась еще или нет? Реализовывается это?

_____?_____.
У нас есть программа презентации всех областей Украины, презентации региональных диаспор. Вопросы только финансовые. Мы можем с Украины привезти трех-четырех человек, но привезти хор в сто человек - нереально. Если вы в состоянии привезти эти коллективы, мы со своей стороны бесплатно предоставим площадку, публику, выставочный зал и вообще превращаем наш культурный центр, например, в Тверскую губернию на неделю или, скажем, в Лазаревское на три дня. Но вопросы финансовые надо решать вместе.

У нас неделю назад выступали пять бандуристов Сергея Баштана. Всех пятерых мы бесплатно приняли, дали им зал в 400 человек, восторженный зал, мы их отправили за наши деньги. Но мы государственное учреждение, которое не финансируется государством.

ГНИДЕНКО А.А.
Вот поэтому я и предлагаю нам всем подумать, разработать программу, чтобы ее утвердили наши два президента. Коль они сказали "а", пусть они скажут и "б".

_____?_____.
Программа разрабатывается и без вашего предложения, без нас с вами. Вы вносите предложения и идеи, которые уже давно не надо предлагать. Программа разрабатывается, она будет. Но я еще раз говорю, если у вас есть идеи сверх программы, предлагайте. Ведь она будет очень общая. Я предлагаю в культурном центре провести то, что мы хотели бы сверх программы. Никакая программа все не учтет. Вы предлагайте.

МАГНОВСКАЯ Надежда Андреевна
Я хочу сказать, что наука наукой, а профессионализм профессионализмом. Там, где профессионалы работают, там всегда положительный результат. Я организовала 10 лет назад в Славутиче ансамбль. Этот ансамбль передала потом Скопенко. За 10 лет ансамбль у нее разросся, по всей стране ездит. Скопенко молодец, при всех трудностях она его тянет, причем очень хорошо.

Самое главное, чтобы между нами было взаимопонимание, дружба, и чтобы мы выработали какую-то общую программу. Пусть редко встречаемся. Но мы встретились, чтобы решить, по какой программе мы будем работать. У культурного центра своя программа, но все равно, предлагайте, культурный центр нам не отказывает. Мы же все на общественных началах работаем.

ЧУМАКОВА Е.
Надо обмениваться, нам обмениваться есть чем.

МАГНОВСКАЯ Н. А.
Нужно договориться, чтобы каждый город, который здесь присутствует, внес свои программы и пожелания. Кто-то один должен их собрать.

БЕРЕЗОВЧУК Л.Н.
Я понимаю, что у каждого из вас наболело и накопилось множество практических дел, они касаются сферы отношений Украины с Россией. Мы нуждаемся в обмене, но это не список насущных дел. Поймите, пожалуйста. На самом деле это решается на уровне высших лиц государства. Составляется программа, и каждый из нас готов в этой программе быть обойденным, пусть не будут учтены наши собственные нужды и потребности. Но чтобы мы знали, к кому прийти на обмен учебными программами, на обмен публикационными работами, на обмен коллективами, ведь гастроли же существуют, никто не отменял практику гастролей. Должен быть человек, к которому можно было бы прийти и сказать: я по линии взаимоотношения культур России и Украиной, бытовой уровень, уровень культпросвет работ, работы на местах, уровень образования, школьных программ, уровень научных программ. И это все должно быть дифференцировано. Давайте мы сегодня составим такое обращение к министрам культуры.

ГНИДЕНКО А.А.
Я хочу сказать, что такой отдел у нас при Министерстве культуры есть, но он пока еще не действует. Отдел по работе с диаспорами.

Для того, чтобы наша лаборатория состоялась на высшем уровне, необходимо, чтобы Украина поддержала эту идею, чтобы не получилось позорища, как в этом году. Россия подтвердила нашу заявку о лаборатории, уже выделяются средства. На межгосударственном уровне надо решить эту проблему.

И в целом, что касается обучения. Студентов очень много может обучаться, но какой-то процент на государственной бюджетной основе должен быть. Мы не в состоянии платить по тысяче долларов за обучение наших детей, которые приедут в Россию и будут развивать здесь украинскую культуру. Это очень важный вопрос. Этот вопрос нужно решать.

_____?_____.
Я 37 лет живу в Москве, родился на Украине, а работаю здесь всю жизнь. И, откровенно говоря, бывая на родине, приезжая на могилы своих родных, я очень огорчен многими вещами. Соседка моих родных просит привезти ей Пушкина, потому что из сельской библиотеки велели выбросить Пушкина. Я хочу сказать, что такие тенденции набирают силу, не дай Бог, наша украинская культура будет изолировать себя от русской культуры, которая всегда была этаким поводырем в мировую культуру. Мы не можем сказать, что мы хотим, чтобы интеллектуалов не было, а были какие-то другие. Мы должны быть реалистами. Других у нас просто нет, не пришлют нам их с каких-то земель.

Поэтому мне кажется, что нам было бы очень важно сегодня дать кое-какие конкретные предложения, чтобы нашими общественными усилиями двигать в Москву украинскую культуру. И, может быть, что-то двигать и обратно, чтобы быстрее преодолевать возникающую границу.

ЧЕРНОБА Галина
Я недавно была на Третьем съезде Всероссийского музыкального общества. У них те же проблемы, как и у нас на Украине. Вот я - воспитанница Львовской школы. У нас был хор 150 человек, у нас в каждой школе был огромный хор, оттуда и украинская песня, и украинская речь и т.д. Сейчас - только голос появился, уже трубку в рот и пошел. Голосов нет, песен петь не умеют. Мы ведь когда застолья собирали, ели, пили и обязательно пели. А пение - это же здоровье: весь организм кислородом наполняется, это мы общаемся с Богом, с какими-то высшими существами. Это действительно так. Человек окрыляется. И хочется, чтобы в русских школах, украинских школах звучали русские песни, звучали украинские песни. Даже мы, люди искусства можем раз в месяц приходить в школы и концерты давать, встречи с детворой организовывать, чтобы какие-то зернышки у них зарождались, что-то хорошее, что-то прекрасное. Потому что, ну что это такое: бум-бум, ты меня любишь, я тебя хочу, ты меня не хочешь. И больше ничего. У нас же такие красивые песни. Мою дочку я научила колядкам. Она приехала сюда в Москву, ей было четыре года, и всех в классе научила украинским колядкам.

БЕРЕЗОВЧУК Л.Н.
Возвращаясь к прагматике. Я бы хотела, чтобы наша встреча все-таки зря не прошла. И предлагаю вот что в качестве резолюции нашего сегодняшнего семинара. Я предлагаю по образцу западноевропейских грантов на уровне Министерств культуры России и Украины, учредить премиальные конкурсные проекты по отраслям "Традиционная российская и украинская культура, их взаимодействие", "Современное искусство", "Современная литература", "Телевизионные проекты и информация", "Обучение" и начать издавать общую российско-украинскую газету-журнал. Для Украины она будет издаваться на украинском языке, для России - на русском. Сфера распространения - диаспора в Петербурге, 200 тысяч паспортных украинцев. В Москве столько же, если не больше. И вот этот проект на грантовой основе пусть осуществляют эксперты-профессионалы.

Возможно, эта идея будет воплощаться в сфере науки, но, мне кажется, гуманитарные сферы исследования, которые занимаются российско-украинскими связями, тоже могли бы сюда войти в качестве конкурсного проекта.

nationalvanguard



 

   
вверх  Библиография г. Ивано-Франковск, Группа исследования основ изначальной традиции "Мезогея", Украина


Найти: на:
Підтримка сайту: Олег Гуцуляк goutsoullac@rambler.ru / Оновлення 

  найліпше оглядати у Internet
Explorer 6.0 на екрані 800x600   |   кодування: Win-1251 (Windows Cyrillic)  


Copyright © 2006. При распространении и воспроизведении материалов обязательна ссылка на электронное периодическое издание «Институт стратегических исследований нарративных систем»