НАЧАЛО  



  ПУБЛИКАЦИИ  



  БИБЛИОТЕКА  



  КОНТАКТЫ  



  E-MAIL  



  ГОСТЕВАЯ  



  ЧАТ  



  ФОРУМ / FORUM  



  СООБЩЕСТВО  







Наши счётчики

Яндекс цитування

 

      
Институт стратегического анализа нарративных систем
(ИСАНС)
L'institut de l'analyse strategique des systemes narratifs
(IASSN)
Інститут стратегічного аналізу наративних систем
(ІСАНС)



статья

рав Авром Шмулевич

Строительство Храма – сейчас

«В этом году – рабы, в будущем году – свободные люди».
Из разъяснений Пасхальной Аггады. Часть 2.


Ари“заль пишет (в «Шаар ха-гилгулим» а также в «Ха-Ликутим») что евреи последних поколений – это гилугль (возвращение душ) поколения пустыни, поколения, вышедшего из Египта. Мы призваны исправить недоработки (грехи) того поколения, и соответственно, сами наиболее склонны совершать те же ошибки, что и наши предки из поколения пустыни. А главным грехом их, основной причиной всех последующих бедствий, постигших еврейский народ, являлся отказ войти в Землю Израиля. И в нашем поколении, увы, евреи выискивают любые предлоги, только что бы отвертеться от обязанности возрождать - то есть завоевывать и заселять - Землю Израиля, и от постройки Храма.

Один из таких предлогов – распространившееся сейчас представление о том, что сначала, якобы, должен придти машиах, а уж потом какими-то чудесными путями он перенесет нас всех скопом в Землю Израиля, Храм выстроится сам собой, свалится прямо с неба в готовом виде, а враги, наоборот, исчезнут (видимо, вознесутся на небо на место Храма).

Однако эти святочные рассказы абсолютно не соответствуют тому, что написано в наших книгах, что содержится в Торе.

Неслучайно поэтому, что буквально первая же фраза пасхальной аггады посвящена растолкованию путей выхода из галута.

Откроем пасхальную аггаду. Вот ее первая фраза:
«hа лахма анья ди ахалу авahатана бе-ар’а дэ-Мицраим. Коль дихфин йетей вейехоль. Коль дицрих йетей веифсах. hашата hаха. Лашана hабаа беара дэ-Исраель. hашата авдей. лашана hабаа бней хорин».

«Вот скудный хлеб, который ели отцы наши в земле египетской. Каждый, кто голоден, пусть придет и ест. Каждый, кто нуждается, пусть придет и участвует в пасхальной трапезе. В этом году – здесь, в будущем году – на земле Израиля. В этом году – рабы, в будущем году – свободные люди».

Про первые два предложения мы говорили в первой части статьи. Разберем сейчас два заключительных.

Рав Исраель Ариель, руководитель и основатель «Махон ха-Микдаш», «Института Храма», в свой книге «Хаггадат ха-Микдаш» обращает внимание на одну странность текста аггады:

«В этом году – здесь, в будущем году – на земле Израиля. В этом году – рабы, в будущем году – свободные люди».

Последовательность событий «будущего года», изложенная здесь, вызывает удивление. Сначала говорится «в будущем году – на земле Израиля», а лишь затем «в будущем году – свободные люди». То есть «в будущем году» мы сначала оказываемся в земле Израиля, а лишь потом – свободными людьми. Как кажется, логичнее была обратная последовательность. Сначала мы должны освободиться от уз галута, изгнания, выйти из-под власти гоев – и только тогда мы сможем, уже будучи свободными людьми, подняться в Землю Израиля. Именно так события и развивались во время Исхода из Египта! Ведь последовательность освобождения из египетского рабства описана в Вавилонском Талмуде, трактат «Рош-ха-Шана» (лист 11а): «В рош-ха-шана наши отцы в Египте были освобождены от порабощения». То есть целых пол года, от тишри до нисана, они пробыли в Египте уже как свободные люди, и только весной, в нисане, вышли в путь в Землю Израиля.

Однако, как пишет рав Ариель, последовательность событий при освобождении от последующих изгнаний, как видно из аггады, уже иная. Сначала сыны Израиля окажутся в Земле Израиля и в Иерусалиме, все еще прибывая в зависимости от народов мира, и лишь потом – станут «бней хорин», свободными людьми.

О том, что порядок событий при выходе из нынешнего галута будет именно таким, писали и многие последующие авторитеты.

Гаон из Вильно пишет, что «сначала геула (освобождение) придет для Иерусалима, а потом – всему Израилю, как сказано у пророка Йешайаху (Исаия) (1:27) «Цийон искупится правосудием», и далее «и вернувшиеся в него - праведностью»

Давид бен Йосеф Абударгам (один из выдающихся комментаторов молитв, живший в 14 веке в Севилье) в своем комментарии на это место аггады пишет, что сначала евреи придут в Землю Израиля, но «бней хорин», «свободными людьми» они станут только после прихода Машиаха, когда народ Израиля уже будет жить в Эрец Исраель.

Напомним, кем является, и что должен сделать машиах, согласно «Мишне Тора» Рамбама, раздел «Законы о царях и войнах»:

«В будущем придет царь - помазанник (Машиах), восстановит царствие дома Давида, как прежде, и первоначальное правление, построит Храм и соберет народ Израиля, рассеянный по свету. В его дни снова вступят в силу все законы, действовавшие в прошлом; будут приносить жертвы, соблюдать субботний и юбилейный годы в соответствии с написанным в Торе. Да не подумаешь ты, что Машиах должен творить чудеса и знамения, отменять законы природы и воскрешать мертвых, и делать подобные вещи, как утверждают глупцы. Это неверно. … Весь мир будет таким же, как прежде. Сказали мудрецы: “Мир в дни Машиаха будет отличаться от нынешнего лишь тем, что Израиль не будет порабощен царствами мира”.

Приведенные выше мнения мудрецов основаны на словах Талмуда. В Иерусалимском Талмуде (трактат «Маасер шени», гл.5, галаха 2) говорится, что «в будущем Храм будет построен прежде восстановления царства дома Давида».

То же говорится и Вавилонском Талмуде, в трактате «Мегилла» (17б). Мудрецы разъясняют там, почему благословения в молитве Шмоне Эсре следуют в таком именно порядке: сначала идет благословение «Боне Иерушалаим», о строительстве Иерусалима, а лишь потом благословение «Цемах Давид», о восстановлении царства Давида. Причина именно в том, говорит Талмуд, что порядок геулы, избавления, будет таким: сначала будет отстроен Иерусалим и Храм, и лишь после этого придет сын Давида. Раши в этом месте, на фразу гемары «Когда будет отстроен Иерусалим – придет Давид», комментирует: «Вернется Израиль (имеется в виду народ Израиля, евреи) в Храм, и захотят там Давида, своего царя».

Также и в книге Зогар сказано: «Храм - перед киббуц галует, [полным] возвращением из изгнания».

nationalvanguard


 

   
вверх  Библиография г. Ивано-Франковск, Группа исследования основ изначальной традиции "Мезогея", Украина


Найти: на:
Підтримка сайту: Олег Гуцуляк goutsoullac@rambler.ru / Оновлення 

  найліпше оглядати у Internet
Explorer 6.0 на екрані 800x600   |   кодування: Win-1251 (Windows Cyrillic)  


Copyright © 2006. При распространении и воспроизведении материалов обязательна ссылка на электронное периодическое издание «Институт стратегических исследований нарративных систем»